Голосовать
+ 198   (66)
21 февраля 2014 года в 19:34 | 8282 просмотра | 12 комментариев

Хаяо Миядзаки : "Меня называют нацистом, а я просто не хотел лгать". Интервью для сайта "Афиша"

То там, то здесь - специализированные магазины, как правило, фанатско-самодеятельные, но переполненные всеми видами лицензионной продукции: одеждой и обувью, косметикой и ювелирными изделиями, платками и полотенцами, пазлами и постерами, закладками и оригами. Само собой, музыка из мультфильмов и неописуемой красоты альбомы: комиксы для самых маленьких, манга для детей постарше, сборники иллюстраций, эскизы, раскадровки по каждому мультфильму.
Апофеоз - в известном на весь мир музее студии "Гибли", расположенном на западной окраине Большого Токио, в городке Митака. Созданный в 2001-м лично Хаяо Миядзаки по его же архитектурному проекту, этот расположенный в парке замок-заповедник на протяжении всех этих лет остается центральным храмом этого специфического культа. Попасть туда непросто: на месте билетов не купить, их надо заказывать заранее через специальные агентства. И билеты необычные: настоящий фрагмент пленки с парой кадров из какого-нибудь мультфильма (мне достались "Сказания Земноморья"), который позже можно вставить в проекционный аппарат и рассмотреть на экранчике в увеличенном виде.
Первое правило музея: ничего нельзя фотографировать и снимать, даже журналистам. Только снаружи - да и то с уважительного расстояния. Окна просторного трехэтажного особняка - витражи с персонажами мультфильмов из разноцветного стекла (тут и дракон Хаку, и ведьма Кики на метле, и вечный талисман студии - Тоторо). На первом этаже расположен кинотеатр, где показывают исключительно короткометражки, созданные самим Миядзаки и его соратниками специально для музея, - больше нигде и никогда вы их не посмотрите. Весь день напролет и несколько месяцев подряд показывают всего один мультфильм; затем репертуар меняется. Мне повезло увидеть "Большое путешествие Коро" - историю щенка, сбежавшего из дома, волшебную сказку об инициации и взрослении в интерьерах современного мегаполиса.
Хаяо Миядзаки
На крыше - очередь к огромному ржавому роботу, устроившемуся посреди зарослей: это единственное место, где разрешено фотографироваться. Под крышей дошкольники часами ползают по гигантскому Котобусу из "Моего соседа Тоторо", а взрослые выстаивают очереди в сувенирном и книжном магазинах. Вообще же сам музей "Гибли" отнюдь не монографическая экспозиция, посвященная великому аниматору, а еще одно его произведение: здесь в игровой форме рассказывается краткая история анимации. Есть целые комнаты, обклеенные бесценными эскизами авторства не одного только Миядзаки (то там, то здесь мелькают Ежик в тумане и Волчок из мультфильмов близкого друга Миядзаки - Юрия Норштейна), есть залы с красками, есть бесчисленное количество проекторов, оптических иллюзий, ловушек и других хитроумных машин. Разбираться с тем, как все это устроено, можно долгими часами.
Сама студия "Гибли" расположена в десяти минутах и еще двух станциях езды, в непримечательном зеленом пригороде. Миядзаки встречает гостей в собственной студии, в большом и простом деревянном доме, со старомодной печкой у стены. Режиссер в фартуке с тремя медведями подбрасывает в огонь поленья, после чего приглашает к столу. С торжественным видом пресс-агент предупреждает, что это интервью может оказаться последним в карьере мастера. Сам он, впрочем, в отличном настроении.

На протяжении сорока лет вы утверждали, что снимаете и всегда будете снимать мультфильмы только для детей. И вот - "Ветер крепчает", сделанный исключительно для взрослых.
Ну я и раньше делал мультфильмы для взрослых - например, "Порко Россо"…

Мои дети смотрят его с трех лет!
Это проблемы родителей. Ладно, предположим, "Порко Россо" был и для детей тоже. "Ветер крепчает" в самом деле только для взрослых. Этот факт принес мне немало страданий. Мне очень трудно, почти невозможно делать мультфильм, не представляя себе заранее лиц зрителей, для которых я его рисую. Обычно мне помогает детский сад студии "Гибли", который находится рядом с моей рабочей студией: выйду на улицу, посмотрю на детей - и сразу понимаю, что нужно делать. А "Ветер крепчает" для кого-то другого, и я с этим кем-то не был знаком. Понимаете, это не только психологический барьер, но и прагматический: не зная будущей публики, невозможно предсказать коммерческий успех, а он необходим, иначе студия разорится. Все мои сомнения я изложил продюсеру, но в конечном счете именно он убедил меня взяться за "Ветер крепчает". "Пока зрители маленькие, но им когда-то придется вырасти, - сказал мне продюсер. - Твой фильм поможет им". Что ж, может, он и был прав. Я смотрю вокруг и вижу, что в реальности все меньше поводов для фантазий: ситуация в современном обществе очень меня тревожит. С другой стороны, именно сейчас резко возросла необходимость в фантазиях. Этот парадокс - в основе моего фильма. А еще - нежелание создавать чисто коммерческий продукт, несмотря на такую необходимость. Продюсеры меня успокаивали: мол, успех все равно будет. Ну да, он и был. Только в залах сидели сплошные старики.

Когда-то, переписывая фантастическую повесть "Невероятный прилив" для сценария вашего первого мультфильма "Конан - мальчик из будущего", вы критиковали ее автора: его видение будущего казалось вам неоправданно мрачным. Теперь вы и сами заканчиваете свой последний мультфильм на трагической ноте. Куда подевался ваш былой оптимизм?
Несмотря ни на что, надо жить дальше - это ли не оптимизм? В 1945 году, когда кончилась война, мне было четыре года. По мере того как я рос, на глазах менялась оценка довоенного периода японской истории: его будто вовсе не было. Эти годы старались не замечать, будто их аннулировали. Но я разговаривал с моими родителями, и их воспоминания доказывали мне, какой прекрасной была та эпоха. Вовсе не серой, как старались показать после войны, а прекрасной, радужной, полной надежд; то было время, когда мои мама и папа влюбились друг в друга. Мне хотелось показать людей, которые жили тогда, любили и надеялись. Да, мир готовился к войне, но прототип героя "Ветер крепчает" - авиаконструктор Дзиро Хорикоси - пережил тогда самые светлые годы своей жизни. Может быть, поэтому он в моем воображении слился с другим свидетелем довоенных лет - писателем-декадентом Тацуо Хори, написавшим знаменитую повесть "Ветер крепчает" о своей невесте, умирающей в туберкулезном санатории. Мой Дзиро из мультфильма - нечто среднее между двумя историческими личностями. Иногда я представляю себе, как они случайно встретились бы в кафе у Токийского университета и Тацуо Хори сказал бы Дзиро: "Хорошие у тебя получались самолеты!" Вряд ли он стал бы обвинять его в милитаризме и службе силам зла. Ведь тогда мало кто представлял, к чему приведет эта война…
Ветер крепчает

Но теперешние ваши зрители прекрасно это знают.
Да, и мне важно объяснить им, что умничать задним числом очень просто. Посмотрим еще, что скажут о нас через полвека. Оба они, Хори и Дзиро, были счастливы в ту тревожную эпоху и вовсе не были пацифистами, что я и показал. Что ж теперь, вычеркнуть их из истории? Меня обвиняют в нехватке антивоенного пафоса и даже, представьте, называют нацистом. А я всего лишь не хотел лгать.

"Ветер крепчает" - фильм о поколении ваших родителей. Есть ли в нем что-то автобиографическое?
Моя жена утверждает, что Дзиро - вылитый я, просто брат-близнец. Я ей на это отвечаю, что у нас просто очки похожие! Нет, Дзиро был совсем другим. У меня есть его фотография, сделанная во время путешествия в Европу: совсем молодой, а взгляд застенчивый, глаза спрятаны за очками. Лицо тонкое, болезненное. Будто он страдает от туберкулеза… Я не такой. Например, мои сотрудники по студии "Гибли" считают, что мой портрет - глава конструкторского бюро из фильма: "Сделайте для меня лучший самолет! Мне плевать как, но сделайте!" (Смеется.)

Мои племянницы считают, что больше всего вы похожи на деда Камадзи из "Унесенных призраками".
Да в каждом моем мультфильме сплошные автопортреты. Даже если я их не планировал. Я с этим давно смирился.

Откуда они берутся - духи и монстры из "Унесенных призраками", лесные боги из "Принцессы Мононоке", Тоторо и чернушки из "Моего соседа Тоторо"?
Из подсознания. Я стараюсь не анализировать их, чтобы не спугнуть. Они просто приходят ко мне, появляются из ниоткуда. Причем сначала я не знаю, как они выглядят. Я представляю себе, как они себя ведут, о чем говорят, если они вообще умеют разговаривать, о чем думают. Только потом постепенно рождается изображение. Например, сцена на автобусной остановке, где Сацуки впервые встречает Тоторо: она сначала слышит шаги, потом видит его лапу, наконец, его целиком - но он на нее не смотрит. Куда он смотрит? Я начинаю думать об этом и понимаю, что он смотрит вверх, на большой лист, который использует вместо зонтика… Так из мелочей рождается образ. Обычно - с нуля: я стараюсь забыть все, что придумывал до тех пор, и создаю что-то совершенно новое.

А потом эти создания становятся независимыми от вас - в игрушечных Тоторо играет весь мир, в Японии они вообще продаются на каждом шагу. Вас не беспокоит, что процесс вышел из-под вашего контроля?
Мне не жалко и не обидно. Так даже лучше. Создал - и забыл. Хотя наша студия держится за высокие критерии качества и создание каждой игрушки мы тщательно контролируем. А еще следим за тем, какие персонажи превращаются в игрушки, а какие нет. Далеко не каждого персонажа мы готовы так использовать! Что до Тоторо, то я горжусь как минимум одним связанным с ним мероприятием. В городе Саяма уже несколько лет функционирует National Trust of Totoro, акционеры которого строят экологически чистый заповедник. Им я разрешил использовать имя Тоторо, поскольку считаю важнейшим делом защиту окружающей среды.

Удивительное свойство ваших сказок - почти полное отсутствие злодеев и отрицательных персонажей. Даже у тех, которые кажутся негодяями, всегда есть причины вести себя именно так, и зрители в конечном счете способны их понять и даже стать на их сторону. Это что-то японское?
Скорее уж русское! (Открывает лежащий на столе альбом Билибина.) Помните "Василису Прекрасную"? Героиня приходит к Бабе-яге - и та ведь ее не съедает, а выслушивает и даже помогает! Слушает - значит, не кушает. Неужто она после этого злая? Каждое магическое существо - сложное, оно не может быть только добрым или только злым. И вообще, создать кого-то злого и победить его в конце сказки - слишком простой путь к катарсису. Так поступают те, кому не хватает фантазии и силы воображения. А я не люблю однозначных оценок, мне не нравится деление на черное и белое, плохое и хорошее. Возьмите ту же Вторую мировую войну: Япония страдала очень много - но и виновата перед многими, чувство этой вины мы испытываем до сих пор. Как после этого объявлять кого-то хорошим, а кого-то плохим? В Италии, например, договорились считать барона Капрони, моего персонажа из "Ветер крепчает", злодеем и пособником фашизма. Я же не могу к нему так относиться, для меня он фантазер и изобретатель самолетов - который, кстати, строил заводы и создавал рабочие места. При этом разработанные им самолеты во время войны никто так и не использовал! Не пригодились.

Отсутствие привычной оппозиции добра и зла заставляет задуматься о религиозной подоплеке ваших картин. Где-то ощущается буддистская невозмутимость, в волшебных созданиях читается синтоизм, у истории Навсикаи, например, очевидные мессианские корни. Какая религия ближе всего вам?
Анимизм. Мне нравится многобожие - точнее, одушевление всех предметов, явлений и живых существ. Как религия анимизм может показаться слегка примитивным, но на самом деле он глубок, как море. Именно он позволяет добраться до истоков любого религиозного сознания.

Поразительна еще одна особенность вашего мира - полное равенство женщин и мужчин, детей и взрослых.
Это мое осознанное решение. В некоторых ситуациях эти различия перестают иметь значение. Я думал об этом, когда писал сценарий "Ветер крепчает": как вести себя перед лицом катастрофы, которая уравнивает детей со взрослыми, женщин с мужчинами? А потом случилась эта самая катастрофа - цунами 11 марта 2011 года, которое я отразил на свой лад, показав на экране Великое землетрясение Канто 1923 года.

У большинства ваших фильмов открытый финал. А вы сами знаете, что дальше произошло с их героями? Никогда не было искушения сделать продолжение какого-нибудь из них? Наш старший сын, например, много лет мучается над вопросом, стал ли все-таки Порко Россо человеком или нет.
Продолжение есть у каждого сюжета, но я довожу историю до той точки, когда об этом продолжении любой зритель сможет догадаться самостоятельно. Что до Порко Россо, то иногда я думаю над тем, чтобы продолжить его историю - но не в мультфильме, а в манге. Может, теперь, на пенсии, этим и займусь. Отличное хобби, между прочим. И о бюджете задумываться не надо. Поеду в Италию на выбор натуры, новые самолеты нарисую… Представляю себе Порко Россо таким же, как раньше, с пятачком. Только усы с годами поседели.
Ветер крепчает
Многие люди плачут на ваших мультфильмах. А вы сами в кино плачете?
Я просто заливался слезами, когда досматривал "Ветер крепчает".

А на чужих фильмах?
Да я вообще кино не смотрю. И телевизор не включаю. И смартфонами не пользуюсь. Мне больше нравится книгу полистать или каталог какой-нибудь выставки.

Вы недавно сообщили, что намерены закончить свою режиссерскую карьеру. Это из-за пессимизма в отношении будущего?
Главная причина очень проста. Каждый мой мультфильм я создаю примерно пять лет, не меньше. Параллельно с этим стараюсь работать над музеем "Гибли", хотя сосредоточиться и на том, и на другом очень сложно. Раньше, когда мне было лет сорок, я мог сделать мультфильм за год, но теперь я не в состоянии укладываться в такие сроки! Я старею, и, что еще ужаснее, стареют мои сотрудники. Как я могу быть уверен, что гарантирую им рабочие места на эти самые пять лет? Откуда я могу знать, что сделанный мной мультфильм не разорит студию? Другие студии собирают сотрудников на каждый конкретный проект, но "Гибли" устроена иначе. Мы плывем на одном корабле, и я больше не в состоянии брать на себя ответственность капитана. Ситуация труднее от года к году. Мы с продюсерами старались воспитать новое поколение аниматоров, которые могли бы стать нам достойными наследниками… Не уверен, что у нас получилось. Мне страшно за наше будущее, и лучше уж уйти. Честнее.

Вы можете сказать, что полностью себя выразили в сделанных мультфильмах?
Мыслей и проектов у меня множество, но мне не обидно уходить. Все идеи у меня довольно смутные. Они начинают формулироваться только после того, как я берусь за какой-то конкретный проект. Главное мое занятие теперь - создание короткометражных десятиминутных мультфильмов для кинотеатра "Сатурн" в нашем музее "Гибли". Там я могу себе позволить не думать о коммерческом результате, а делать то, что мне заблагорассудится! Так что в старости я скучать не буду. Опять же надо постоянно выставки придумывать для музея, а то одна лишь постоянная экспозиция - это скучновато.

Вас тревожит будущее рисованной анимации? Такие люди, как вы и ваш коллега по студии "Гибли" Исао Такахата, уходят, а мир почти полностью перешел на компьютерные мультфильмы.
Будущее анимации, если честно, меня не очень тревожит, а в прошлом я сделал все, что мог. Меня больше волнуют перспективы третьей мировой войны, в которую, мне кажется, Япония может ввязаться в любой момент - страны Восточной Азии этого опасаются, и, я полагаю, небезосновательно. Что до рисованных мультфильмов, то для музея "Гибли" я создаю исключительно их - у нас в кинотеатре "Сатурн" компьютерная анимация запрещена. Понимаете, я чувствую себя гусеницей, которая тихонечко ползет по листу дерева, преодолевая все препятствия и прожилки на нем. Как передать чувства такой гусеницы при помощи компьютера? Как показать такой лист дерева? Мне кажется, только нарисовать карандашом на бумаге.

Не жалеете, что когда-то не пошли в авиаконструкторы, о чем вы мечтали в юности?
Жалею, да ведь таланта у меня к этому не было… А мечтать продолжаю до сих пор. Я представляю себе самолет, дизайн которого был бы ультрасовременным, но летел бы он медленно-медленно, плавно, красиво. По идее, это возможно, только все современные правила, законы и установки не позволят сконструировать такую машину. Воображаю, как это было бы чудесно: стоишь на дороге, вдруг поднимаешь голову, а в небе неторопливо парит такой самолет. Красота!Источник
 
Над материалом работали
Создатель
Echo Schrei
Echo Schrei
 
, №1482090
+ 2   (2)
Хаяо Миядзаки ВОЛШЕБНИК!!!!!! :bubble-bear36: :bubble-bear36: :bubble-bear36: :bubble-bear20: :bubble-bear20: :bubble-bear20:
 
, №1192249
+ 2   (2)
Хаяо Миядзаки удивительный человек! :bubble-bear20: :bubble-bear20:

Тэкёнааа :bubble-bear36: я дождусь тебя!
 
, №1040029
+ 6   (6)
ВОСХИЩАЮСЬ!!!
 
, №791064
+ 9   (9)
После прочитанной статьи хочется сказать очень-очень много, но я скажу всего пару слов: спасибо за шедевры, мастер ^^
 
, №764447
+ 13   (13)
Хаяо Миядзаки, все его работы шедевры, а сам он уникальный человек, я восхищаюсь им и его идеями. Я очень рада что такой человек как он существует, хотя существует это не то слово, он живет! живет и радует нас своими творениями! и сейчас меня очень печалит тот факт, что их больше не будет… Но в любом случае я благодарна :bubble-bear20:

Моя мечта на самом деле очень красива. Она настолько красива, что сводит меня с ума. Поэтому я хочу достигнуть своей мечты. И ещё, я надеюсь, что мой путь к этой мечте будет полон счастливых моментов.
(с)Одержимые мечтой
 
, №718022
+ 13   (13)
Мой любимый, обожаемый Хаяо Миядзаки!!! Пишу, а слезы просто стекают ручьем из глаз от благодарности к Вам! Ваши шедевры - это то, что способно переворачивать миры и давать прогресс Человеку. Спасибо за Ваш последний фильм, спасибо от всей души - какой Вы нацист?! Смешно! Вам можно только сказать спасибо, что именно Вы с Вашею мудростью и гуманизмом подняли этот вопрос, ведь как бы больно и страшно нам не было, нам придется искать точки прощения и примерения в той страшной войне, тем более на фоне последних событий все эти вопросы приобретают актуальность.
 
, №717621
+ 10   (10)
Спасибо за статью! Любовь и восхищение на всю мою жизнь, Миядзаки-сан! :bubble-bear53: :bubble-bear36:
 
, №717226
+ 12   (12)
несколько плюшевых Тоторо, зажигалки с роботами из "Небесного замка Лапуты", портреты Навсикаи или хотя бы говорящий брелок с демоном огня Кальцифером.


Хочу! Всё и сразу;)

В последнее время всё больше и больше задумываюсь о том, насколько мне близка японская, корейская, китайская культура, о том, какую роль играет их кинематограф, мультипликация, музыка в моей жизни. И понимаю: огромную. Я все больше и больше интересуюсь их культурой, приобщаюсь к их традициям, наследию. Восточные философы, режиссеры, ученые многому научили меня через свои работы. Но именно от Хаяо Миядзаки я получила огромные и ценнейшие знания и, может быть, немного лучше стала понимать этот мир. Я поняла ценность человеческих отношений, общения, природы через его работы, поняла, насколько ценна смелость, мужество, как важна преданность и любовь к своему делу. Я безусловно им восхищаюсь, полностью разделяю его взгляды и преклоняюсь перед его талантом. Он действительно мой самый любимый режиссер. Очень бы хотелось с ним повидаться, просто посидеть рядом, просто поговорить на какие-нибудь отвлеченные темы. Спасибо ему огромное! За его работы, его труд, за его мудрость. Спасибо Вам, Маэстро, за то, что Вы есть;)

Kimura Takuya~~
[Демон/Токкэби, Puraido, Кто ты?, Сразимся, призрак!, Алые сердца Корё] :bubble-bear32:
 
, №717134
+ 11   (11)
Великолепный и удивительный человек! Его мультфильм это шедевры, создать что то подобное не возможно, таких как он больше не будет, он уникален! И читая его различные интервью проникаешь в его мир еще больше, как и в его творения. Из них не хочется возвращаться. Очень жаль, что больше ничего подобного не будет… в своей работе он поставил точку.

…Иногда слишком большие знания становятся помехой…(Кодекс Бусидо)
 
, №717014
+ 10   (10)
Я очень люблю работы Хаяо Миядзаки!) :bubble-bear36: Так грустно что их больше не будет…

Что до Порко Россо, то иногда я думаю над тем, чтобы продолжить его историю - но не в мультфильме, а в манге.

Надеюсь мы сможем почитать мангу от Хаяо Миядзаки)))

Зрение - это не то, что видят твои глаза, - это образ, который создает твой мозг. Наш здравый смысл защищает наше зрение. Обычно люди не могут видеть то, что противоречит логике…
Токо Аодзаки - Граница пустоты: Сад грешников (Gekijouban Kara no Kyoukai)
 
, №717010
+ 12   (12)
Жаль что Хаяо Миядзаки не уверен в том, что смог ли он "вырастить" новое поколение аниматоров. Как же мы теперь без его мультфильмов?!
 
, №717007
+ 16   (16)
Человек, который при жизни стал легендой! И абсолютно заслуженно!
Низкий поклон! :bubble-bear20: :bubble-bear08:
 

Дополнительные поля (не обязательны):




Смайлики:   Кролики    Мишки    K-Pop Девочка    Скрыть