Япония. Доспехи самурая
"Среди цветов - вишня,
Среди людей - самурай"
-Японская народная поговоркаВоенное снаряжение японских воинов средневековья отличается от лат европейских рыцарей. Основные элементы и общая композиция лат
самурая существовали в
Японии уже в V–VI вв. н. э. Доспехи, скрепленные кожаными или шелковыми шнурами, состояли из более 20 отдельных предметов. По сравнению с латами европейских рыцарей, они обеспечивали гораздо большую свободу движений, не говоря уже о разнице в весе. Японский военный костюм, имеющий множество мелких отверстий, давал возможность телу солдата свободно дышать, что очень важно в жарком и влажном японском климате. Конечно, такое снаряжение непросто было надеть, для этого был разработан даже целый ритуал: сначала надевалось нижнее платье, затем шапочка и перчатки, затем напульсники, верхнее платье и защита ног; затем обувь, панцирь и защита для шеи. Шлем надевался только при необходимости перед самым боем или во время торжественных церемоний, шествований и т.п. (он весил 2–3 кг).
За счет шнуровки можно было подогнать латы по фигуре и даже надеть одни на другие. Надев такие доспехи, самурай мог не только свободно сражаться в конном или пешем строю, бегать и даже плавать, но и был достаточно хорошо защищен - подвижная броня, как рыбья чешуя, покрывала все его тело, заходя краями друг на друга. В походе такие латы складывались в небольшой по объему ящик. При этом за сохранностью доспехов следили очень тщательно, так же как и за оружием. Как правило, хорошие доспехи передавались в семье из поколения в поколение. Особенно большое внимание стали уделять доспехам с установлением военного правления сёгуната
Камакура. Самураи придавали важное значение своему снаряжению, и в тот период ни один уважающий себя воин не обходился без хотя бы легкого доспеха
харамаки, а кто был побогаче, тот покупал себе более тяжелый вариант -
ёрои (или
о-ёрои). В комплект ёрои обычно входили: шлем с маской и защитой шеи, панцирь, наплечники, нарукавники, наголенники и обувь.
Корпус воина защищал панцирь
ко, состоящий из большой нагрудной пластины и набрюшника -
харамаки. Последний дал название упрощенному варианту доспехов, который носили небогатые самураи и пехотинцы асигару. Спину воина защищала еще одна пластина, скрепленная с ко и харамаки шнурами. К нижней части этой защиты -
до - крепилась кожаная или металлическая юбка -
кусадзури. Как и все доспехи, она состояла из нескольких прошнурованных полос. Плечи воина были прикрыты широкими наплечниками, выполненными в общей пластинчатой традиции, а на груди иногда делалось жестяное кольцо, к которому крепился колчан со стрелами. Все доспехи нередко обтягивались тканью или покрывались цветным лаком, что вкупе с разноцветными шнурами позволяло отличить своих самураев от воинов противника. Этой же цели служили укрепленные за спиной флаги.
В середине ХVI в. в производстве доспехов произошли некоторые изменения. Эпоха
Сэнгоку дзидай с ее безостановочными войнами породила усовершенствованный вид снаряжения, получивший название "
гусоку". Гусоку не очень сильно отличались от ёрои, но были несколько легче и подвижнее за счет усовершенствования чешуйчатой техники. Появились специальные пластины на груди с изображением гербов, большие прямоугольные наплечники на обеих руках, связанные из продольных пластин. Предплечья были прикрыты кожаными или металлическими нарукавниками. Нижнюю часть корпуса прикрыл раздвоенный передник, который был короче старой металлической юбки. Его функцию защиты ног частично взяли на себя наголенники. Характерной особенностью гусоку было обилие бронзовых накладок и заклепок, а замша, которой обтягивались латы, чтобы уберечь их от сырости, покрывалась геометрическими рисунками и стилизованными изображениями растений. Самые богатые воины надевали к тому же поверх лат дорогие кимоно и прикрывались в походных условиях специальной накидкой.
Помимо лат в комплект ёрои обязательно входил металлический веер. Польза от него была несомненной. В жаркое время он использовался по прямому назначению, а в боевых условиях становился средством связи, сигнализации и управления войсками. Доспехи дополняла большая накидка -
хоро, крепившаяся за спиной у всадника, чтобы вражеские стрелы не попали случайно в щель между пластинами его лат. Длиной хоро была около двух метров и крепилась на шее и талии самурая. Во время движения на лошади под порывами ветра хоро раздувалась, как парус, и гасила ударную силу стрелы при попадании в нее.
В конце IV - начале V века в
Японию из
Китая завезли лошадей. Если раньше в сражениях участвовала только пехота, то теперь к ним добавилась еще и конница, которая часто создавала решающий перевес в сражении. Всадники позаботились о защите коней. Корпус лошади обычно закрывался звериными шкурами, на груди крепились шнурами металлические пластины, а на голову животного одевалась рогатая маска. В период
Эдо (1615 - 1868) только самураям определенного ранга разрешалось ездить верхом. Во время парадов, шествий и церемоний животные демонстрировали престиж и мощь своих владельцев.
Мастера, изготавливавшие военное снаряжение, пользовались большим почетом, почти таким же, как оружейники, ковавшие мечи. История донесла до нас имена наиболее выдающихся, таких как род
Миотии, занимавшийся этим с ХIII в. С течением времени, а также в связи с изменением жизненного уклада самурайского сословия эти мастера меняли свой стиль. Пока шли войны, основное внимание было сконцентрировано не на богатстве украшения доспехов, а на их прочности и надежности. В мирное время, наоборот, главным стало декоративное оформление лат. То, что японские оружейники делали в тот период, по праву может считаться чудом военного и ювелирного искусств одновременно.
Шлем и маски самураев
Особенно замечательным произведением оружейного искусства был шлем -
кабуто. Он склепывался из множества узких металлических пластин в форме колпака или полусферы. Сверху кабуто иногда покрывался лаком или тонким слоем керамики. Сзади к шлему прикреплялись несколько горизонтальных металлических пластин, защищавших шею владельца. Впереди на шлеме крепился козырек и держатель
кувагата - отростков, напоминающих рога. Кувагата помимо эстетической несли и чисто практическую функцию - они ослабляли удары по шлему, работая как амортизаторы. Между ними крепились символические знаки, гербы или металлические зеркала, предназначенные для отпугивания злых духов. Изнутри шлем красился в красный цвет, а его верхушку венчала розетка с вентиляционным отверстием. На голове шлем крепился с помощью двух шнуров.
Лицо под шлемом защищала маска
хоатэ или полумаска
хаппури. Маска дополняла защиту головы и являлась как бы продолжением шлема. Она выполняла функцию дополнительной опоры при фиксации шлема на голове (ремни шлема для его надёжной фиксации, обвязывали вокруг специально вытянутого для этой цели подбородка маски). На "щеках" масок (это касается, прежде всего, масок типа
мэмпо и
сомэн) также имелись крючки для более прочного крепления шнуров шлема. Шнур при правильном обвязывании соединял маску и шлем в одно целое. Поэтому маски не делались отдельно от шлема и заказывались только для конкретного человека.
Перед тем как надеть шлем, на голову повязывалась специальная повязка -
хатимаки. А прежде чем надевать маску, между ней и подбородком подкладывался платок (или подушечка), называвшийся
фукуса. Все эти меры смягчали возможные удары по шлему и маске. Маски делались из металла и кожи в их различных сочетаниях. Для того чтобы подчеркнуть преемственность поколений самураев, часто железные маски "старили", ускоряя процесс их ржавления, а затем – лакировали. Получалась новая – "старая" маска.
Виды масок
Мэн-гу – общий термин, обозначающий маски и полумаски в японском классическом доспехе. Существует пять основных видов мэн-гу по типу защиты лица (на рисунке располагаются слева направо):
Хаппури – маска, закрывающая лоб и щёки.
Хамбо – полумаска, закрывающая только подбородок и нижнюю челюсть (очень редко – только подбородок).
Хоатэ – полумаска, защищающая подбородок и все щёки, но оставляющая открытыми нос, рот и глаза. Другое название – сару-бо ("морда обезьяны").
Мэмпо – полумаска, закрывающая всё лицо ниже глаз. Пластина, сделанная по форме носа крепилась так, что её можно было снять (на крючках или шарнирах). В таком случае мэмпо превращалась в хоатэ.
Сомэн – полная маска, защищавшая всё лицо. Иногда делалась из цельной пластины кожи или металла, но чаще состояла из нескольких съемных фрагментов (например, можно было удалить защиту носа или верхнюю часть маски).
Рассмотрим поподробнее каждый из видов мэн-гу.
Самураи периода
Хэйан (794 – 1185) часто носили маску
хаппури, привязанную вокруг лба под шлемом. Хаппури представляла собой лакированную или покрытую кожей пластину, закрывавшую лоб, виски и щеки. У некоторых были выступы ядомэ, приклепанные под прямым углом к нащечникам для отражения стрел. Маска хаппури и простая сложенная шапка из лакированной кисеи заменяли большинству слуг шлемы. Маска хаппури в тот период использовалась только пехотинцами асигару, часто и вовсе не имевшими шлема. К ней никогда не крепилась защита для горла, а в редких случаях с ней самураи надевали защитное латное ожерелье
нодава.
Хамбо – полумаска, закрывающая только подбородок и нижнюю челюсть (очень редко – только подбородок). Маска хамбо начинает появляться в XIV веке, а в XV-XVI вв. становится особенно популярной. К несомненным преимуществам полумаски хамбо относится удобство в ношении и лучший обзор, которого не давал ни один из типов мэн-гу. Полумаска хамбо оставалась частью парадного самурайского доспеха вплоть до 2 пол. XIX века.
Мэмпо – полумаска, закрывающая всё лицо ниже глаз. Мэмпо появилась примерно в конце XV века и сразу получила широкое распространение, использовалась самураями весь период Эдо (1603-1868), вплоть до 2 пол XIX века. Пластина, сделанная по форме носа, крепилась так, что её можно было довольно легко и быстро снять (на крючках или шарнирах). В таком случае мэмпо превращалась в хоатэ, давала больший обзор и, вообще, становилась более удобной. Однако очень часто использовался вариант мэмпо и без съемного носа. Именно мэмпо стала классическим образцом самурайской маски со всеми присущими ей типичными признаками: гипертрофированная гримаса, морщины, усы и бакенбарды, зубной оскал и открытый рот с застывшим боевым кличем.
Маска
сомэн, закрывавшая все лицо, появилась в конце XV века. В конце периода Муромати (1333-1573) цельные маски не пользовались популярностью, поскольку ограничивали обзор и были еще не совсем удобны в использовании, однако к началу периода Эдо (1603-1868) маски сомэн нашли своих поклонников из числа самурайской знати. Маска сомэн использовалась состоятельными самураями вплоть до 2 пол XIX века.
Бамен - лошадиная маска, - которая защищает голову лошади, не закрывая глаза животного, впервые появилась в семнадцатом веке и использовалась в основном в военных шествиях. Бамен часто были сделаны из вареной кожи, которая была сформована и лакирована. Это восхитительно устрашающая маска в комплекте с рогами и золотыми клыками превращала лошадь в мифическое существо.
Источник 1, источник 2,
источник 3