Голосовать
22 апреля 2017 года в 12:31 | 9011 просмотров | 14 комментариев |
Китай. Особенности кино
"Ваш фильм недостаточно китайский, переделайте", - быть может, в реальности это звучит менее грубо, но суть американского кинопроката в Китае именно такова. Вспомним, как Голливуд с переменным успехом завоевывал китайский рынок, и какие условия приходилось выполнять создателям фильмов.
Сегодня китайский кинорынок – самая динамично развивающаяся территория мирового проката. В Китае растет средний класс, и индустрия развлечений старается ему потакать. В этом году в стране ежедневно открывалось в среднем 27 новых кинотеатров, и сейчас их в общей сложности 40475 – это больше, чем в США. Кроме того, в 2017 году сборы в китайских кинотеатрах, вероятнее всего, оставят позади США, благодаря чему Поднебесная станет крупнейшим рынком кино в мире. Об этом пишет Vox.
Неудивительно, что Голливуд старается угодить своим самым многочисленным поклонникам. Однако иностранные производители сталкиваются с серьезным препятствием: власти Китая ограничивают количество зарубежных фильмов, поступающих в прокат за год. Кроме того, подход к цензуре в Китае вынуждает серьезно перекраивать фильмы, изначально нацеленные на западную аудиторию.В Голливуде кино снимается очень медленно. В среднем на каждый фильм уходит до четырёх лет, от начала до конца процесса. Если же у вас хороший сценарий и вы хотите снимать в Китае, то вы можете получить деньги буквально на следующий день. Благодаря такой скорости производства режиссёры нередко обходят трудности с цензурой. Но если натолкнутся на цензоров, то производство фильма может затянуться надолго. Например, предварительная проверка сценария одного исторического фильма заняла целый год. Тут проблема не в ком-то конкретно, а в целом во всей системе. Голливудские фильмы, перед тем как они оказываются на китайских экранах, заметно изменяются: вырезают отдельные сцены и, даже, меняют название. Основные причины, по которым правительство запрещает те или иные фильмы – это "нарушение общественного порядка", "угроза общественной морали" или "содействие культам и суевериям". Если посмотреть на список запрещённых фильмов, то можно понять, что здесь практически ничего нельзя снимать. Эти ограничения лишают кинематографистов возможности снимать фильмы, которые действительно интересны широкой аудитории. Например, в "Петле времени" сюжет основывается на путешествии во времени, что обычно цензоры расценивают, как "содействие культам и суевериям". Поэтому и ставят строгий запрет на прокат картины. Однако из-за того, что лента снималась частично в Китае – её выпустили на экраны и в результате она стала главным кассовым хитом.
Ну, а сами китайские кинематографисты, сталкиваются с большими проблемами на каждом этапе производства фильма. Им постоянно выдвигают свои требования инвесторы, актёры, цензоры, руководство студии, а также многие другие. Нужно обладать настоящим талантом, чтобы обойти все эти преграды. И этот талант иногда даже важнее, чем умение снимать кино.
Вот голливудские создатели фильмов и не сдаются: в ход идет приглашение на съемки знаменитых китайских актеров и даже внесение изменений в сценарии. Например, в четветом фильме "Трансформеры" есть сцена, где случайный персонаж-азиат в лифте помогает персонажу Стэнли Туччи разобраться с напавшими на него людьми. Оказывается, его сыграл известный китайский боксер Цзоу Шиминь, трехкратный чемпион мира. Позже в кадре появляются китайские продукты и даже банкомат китайского банка (напомним, что действие происходит в Техасе).Если для вас эти детали прошли незамеченными, то поверьте – китайский зритель их точно оценил. Несмотря на шквал критики, которому подверглись "Трансформеры-4", фильм собрал в прокате 1,1 млрд. долларов США – во многом благодаря китайской аудитории (320 млн.долларов США). Для сравнения, в США и Канаде сборы составили около 245 млн. долларов США.
Политолог Стэнли Розен утверждает, что в подходе властей Китая к национальному и экспортному кинематографу есть "противоречивый импульс": "С одной стороны, они хотят быть во всем лучшими. А с другой – распространять то, что одобряет их лидер". Давайте посмотрим, как уживались социалистические ценности и голливудский подход к кинематографу в последние полвека. До начала 90-х на китайские экраны попадали единицы западных фильмов. Из классики кинематографа жителям Поднебесной удалось посмотреть, к примеру, "Римские каникулы" (1953) и "Спартак" (1960). Местные власти пытались заинтересовать зрителей произведениями китайских кинематографистов, но коммунистические мюзиклы на большом экране вызывали куда меньше интереса, чем похождения гладиаторов. Несовпадение вкусов партии и рядовых граждан было налицо: в 1979 году китайцы оставили в кинотеатрах 23,9 млрд. долларов США, а в 1993 – всего 9,5 млрд. долларов США.
Перелом наступил в 1994 году. "Беглец" с Харрисоном Фордом стал первым американским фильмом, создатели которого сознательно нацеливались на китайскую аудиторию. Фильм был настолько популярен, что билеты перепродавали вдвое дороже реальной цены. Лишь в Пекине власти попытались остановить триумфальное шествие Голливуда, сняв фильм с экранов после недели проката – в целом по стране его успех был феноменальным.Всего в 1994 году на экраны китайских кинотеатров попали 10 иностранных фильмов. В 2001 году число снятых за рубежом фильмов, показанных китайской аудитории, составило 20 лент. С тех пор из года в год США вынуждает Китай пересматривать квоты для иностранных производителей – конечно же, в сторону увеличения. В КНР действуют квоты на показ иностранных фильмов на большом экране. Сейчас в год разрешен импорт 34 зарубежных картин, а четыре года назад их число составляло всего 20. Подобные меры объясняются защитой местного кинематографа и рынка от Голливуда, они действуют во многих странах, так более мягкие варианты есть в Южной Корее, Японии, Бразилии, Испании. К февралю 2017 года ожидается, что Китай увеличит квоту ещё на 10 иностранных фильмов.
Существует три пути попасть в эту квоту: распределение дохода, совместное производство и фиксированная плата. В первом случае киностудия получает только 25 % от прокатных поступлений. При этом на сегодняшний день претендовать на прокат в Китае могут лишь 34 ленты в год. С тем, чтобы повысить шансы своего детища быть показанным в Поднебесной, иностранные студии включают в фильмы элементы, которые, по их мнению, могут понравиться китайским зрителям и, напротив, убирают факторы риска. К примеру, в ремейке "Красного рассвета" - "Неуловимые" (2012) изначально роль захватчиков в фильме была отведена китайцам. За время пост-продакшена они были заменены на северных корейцев. В "2012" Роланда Эммериха авторы и вовсе прибегают к грубой лести, заставляя персонажей восхищаться технологиями и предусмотрительностью китайцев, построивших спасительные ковчеги. Похвалы удостаивается и китайское космическое агентство в "Марсианине". Впрочем, некоторые фильмы обходятся и без таких реверансов благодаря своей глобальной популярности. К примеру, франшиза "Гарри Поттер": по словам Стэнли Розена, технически у этой серии не было шансов на показ, поскольку, на взгляд властей Китая, она пропагандирует суеверия.
Наименее популярный среди киношников способ обойти квоту на 34 фильма в год – согласиться на фиксированную ставку: создатели получают определенную сумму, а 100 % поступлений от продажи билетов отправляется в бюджет Китая. Более привлекательный вариант – снять фильм совместно с китайской студией, так что технически он не будет "американским". Но фильмы совместного производства регулируются еще жестче, чем просто экспортные. Строгие требования предъявляются не только к финансированию, но и, к примеру, к местам съемок. При этом китайские актеры должны составлять треть всего состава, а назначить кого-то из них главным злодеем не получится. Итак, Голливуд уже понял: хочешь заработать деньги в Китае, снимай местных актеров, а также снимай в Китае.
Картина "Петля времени" ("Looper"), снятая за 30 млн долларов, стала первой англоязычной лентой, сумевшей обойти строгие китайские квоты благодаря совместному производству. До выхода фильма его создатели скооперировались с китайской компанией DMG, чтобы совместно адаптировать фильм для аудитории в КНР. Компания Dalian Wanda Group (DMG), купившая, в свое время,студию Legendary, владеет самой крупной кинотеатральной сетью в Китае. Президент Wanda Cinema недавно заявил, что количество площадок в стране может вырасти до 80 000.Так вот, DMG инвестировала в проект 40 %. Сценарий был радикально переписан – например, местом действия стал Шанхай (вместо Парижа).
Однако создателям все же пришлось выпустить две разные версии фильма, поскольку "китайский" вариант ленты не особенно пришелся по вкусу аудитории в США.
Даже с такими ограничениями Китай опасается доминирования Голливуда – поэтому он строит свой. Крупнейшая китайская киностудия Wandа Studios, стоимостью в 8,2 млрд долларов, должна открыться в апреле 2017 года.
Итак подведем итог: Квота на иностранные фильмы.
В КНР действуют квоты на показ иностранных фильмов на большом экране. Сейчас в год разрешен импорт 34 зарубежных картин, а четыре года назад их число составляло всего 20. Подобные меры объясняются защитой местного кинематографа и рынка от Голливуда, они действуют во многих странах, так более мягкие варианты есть в Южной Корее, Японии, Бразилии, Испании. С февраля 2017 года ожидается, что Китай увеличит квоту ещё на 10 иностранных фильмов.Например, в случае со "Звёздными войнами" задержка показа объясняется именно квотами: фильм просто не успел попасть в список 2015 года, и его перенесли на начало 2016-го.
Цензура.
Помимо квот в Китае существует механизм цензуры в кино (и не только), который регулирует Государственная администрация прессы, публикаций, радио, кино и телевидения Китая (SARFT). Фильмы могут просто запретить к показу, или вырезать сцены, которые в плохом или "стереотипном" свете выставляют китайский народ, затрагивают другие политические чувствительные темы (независимость Тайваня, Тибета и т.д.), а также интерпретируют историю Китая как-то иначе, чем это признано официально (включая "запрет на путешествие во времени").Но ради доступа к 31 тысяче экранов в Китае голливудские дистрибьюторы фильмов готовы сами вырезать неугодные сцены. Специальные версии фильмов для китайского рынка требуют дополнительного времени на монтаж и утверждение с госорганами, что также может повлиять на дату релиза.
Как киностудии обходят эти ограничения?
Чтобы выйти на самый быстрорастущий кинорынок в мире и обойти ограничения, голливудские студии заключают соглашения с местными игроками. Открываются совместные предприятия, которые занимаются кинопроизводством, дистрибуцией и обучением специалистов в Китае. "Совместные" фильмы заранее утверждают сюжет и решают вопрос цензуры, а также не попадают под квоты, получают большую долю выручки с проката (иностранные фильмы получают 25% с продаж, а совместные 43%).Китай также может стать своеобразным "парашютом" для фильмов, которые провалились в американском и европейском прокате. Так фильм "Терминатор: Генезис" собрал в американском прокате 89,7 млн долларов, тогда как в Китае 112,8 млн длларов (при этом рынок США в 5 раз больше).
Адаптация Голливуда под Китай.
Но не всегда "редактированные" версии фильмов в Китае становятся короче. Так фильм "Петля времени" в китайском прокате был на 15 минут длиннее, чем в международной версии. Связанно это с тем, что сцены жизни главного героя в Китае были сняты довольно подробно и оставлены только для китайского рынка.Помимо дополнительных сюжетов, связанных с Китаем, или участия известных китайских актеров в эпизодических ролях, также появляется локализированный продакт-плейсмент (скрытая реклама). Так в голливудских блокбастерах все чаще можно увидеть компьютеры Lenovo, кредитные карточки китайских банков и напитки китайского производства (энергетики и даже молоко).
Новый закон призван продвинуть китайский кинопром, в центре которого обязаны находиться ценности социалистического общества. Необходимо также обогащать духовную и культурную жизнь зрителя.
Как результат всего в Китае приняли новый закон о кино. Закон находился в разработке с 2011 года и вступит в силу 1 марта 2017-го.
Запрещено снимать фильмы:
- оппозиционно настроенные к текущему режиму;
- наносящие вред национальному единству, суверенитету и территориальной целостности;
- раскрывающие государственные тайны и вредящие безопасности, чести и интересам Китая;
- распространяющие идеи терроризма и экстремизма;
- порочащие превосходные народные культурные традиции;
- призывающие к расовой и этнической дискриминации или разрушающие этническое единство.
Каждый в Китае, кто ходит в кино, знает вот эту картинку:Она появляется перед началом каждого фильма и означает номер разрешения, выданного Главным государственным управлением печати, телерадиовещания и информации. И означает, что этот фильм разрешен к просмотру.Источник 1, источник 2,
источник 3, источник 4
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
astra
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
предмет спора как таковой… отсутвует, да и не люблю я бессмысленные споры, разве что полезные дискуссии.
В статье фигурирует тема о китайской политике цензуры и о квотах на прокат в Китае иностранных фильмов, в частности, попытка урезания аппетитов Голливуда. В статье нет ничего про советскую цензуру и качество российского кино.
Ничего не имею против гамбаримас дело полезное, если разумное, а не просто обучающая цитата из популярных книг по тому, как выгодно хотеть и получать. Если бы да кабы тут тоже не советчик, поживем, увидим, загадывать не вижу смысла.
Считаю, что стоит все же придерживать прямой, при дискуссии, тогда разговор будет информативным, в противном случае сама тема теряет смысл.
Массовый западный зритель не особо чает азиатское кино не по качеству спецэффектов, там более сложные причины, завязанные на чуждой культуре, другой расе, восприятии и т.д… и это тоже дискуссия ни пары слов и не для спора, так как тема весьма сложная.
Cogito, ergo sum ©
Днём лишь прогуливаются, но путешествуют ночью. (с)
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Вот я с удовольствием с вами поспорю! Цензура, закон убивающий творчество и тд. Вот опять на нашем примере. Какие советские фильмы выходили, цензура была - была, но никому не мешало делать кино, которое было Нашим и даст фору современному. Плохому танцору все мешает, так и здесь. Кто хочет - тот обязательно добьется, чтобы его фильм показали. Режиссеры, актеры - это им не мешало и хорошо, что Американские фильмы массово и дозволенность все снимать, что-то я не вижу, чтобы наша индустрия от этого бурно развивалась.
Голливуд сейчас тянется по инерции. Все привыкли к нему, а азиаты - увы, мышление людей стереотипно и многие, я уверена, до сих пор думают, что их кино такое же, как и 20 лет назад.
Кто хочет - может!
Кто пробует - делает!
Кто любит - живет!
Ради кофе можно пойти на всё, даже на работу! (Б. Гейтс)
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
За статью благодарность,было интересно прочитать
ТОП 44
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Спасибо за обстоятельный релиз об особенностях китайского кино. Интересно, познавательно, для пополнения кругозора информацией - то, что нужно.
Обсуждение релиза тоже оказалось интересным.
"Советы принимай от всех дающих,
Но собственное мненье береги."
У. Шекспир
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Так меня и не интересуют тренды ДК или еще каких сайтов. Тем более, что все это не выходит за рамки субкультуры.
И имела в виду именно кино, а не сериальную тв-продукцию. Именно кино показывают в кинотеатрах и, именно оно делает сборы бокс-офиса в кинотеатрах, о чем и идет речь в статье.
И опять же Голливуд по любому имеет преимущества и тут… другое кино представлено весьма слабо… хотя, насколько мне известно, русский ремейк про крушение авиалайнера (название не помнил и забыль в итоге) в Китае стал весьма популярным.
Это расчитано лишь на внутренний рынок, не на внешний, как видно из статьи, сцены с доминированием китайской экзотики из копии для США и мирового проката, успешно вырезаются.
ТОП 51
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Видно, что вы не знаете нового тренда на ДК - как раз очень сильно вырос интерес именно к китайскому сериальному продукту.
Китайский кинорынок самый большой в мире, и как следствие, все хотят отхватить кусок этого вкусного пирога. А меры, предпринимаемые китайским правительством по популяризации китайских ценностей, весьма эффективно знакомят с ними зрителей всех стран, кушающих голливудскую продукцию.
Добавлено спустя 1 минуту 45 секунд
Raven,
Однозначно!!! Не даром говорят - меньше знаешь, лучше спишь!!!
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
сам себя не похвалишь, никто не расхвалит… ээх… китайский нарцисизм с национализмом…
Вот раньше китайское кино было интересным, сейчас же мало интересного, одна пропаганда и пафос, либо мыло… раньше гонконгское и даже нечастое материковое кино штучный шедевр было… а сейчас уж и свежих то идей то нет… жаль конечно, но с поточностью ширпотребного кинца и новых условий, интерес к китайскому кино сошел на нет, лет пять назад.
Безусловно, шедевры прежних лет остаются незыблимыми и непререкаемыми.
В статье в основном про сложности и цензовую политику проката иностранных картин, в частности голливудских… то есть все квоты направлены на попытку воспрепятствовать монополизации местного кинорынка Голливудом, но и Голливуд не лыком шит, будет играть по китайским правилам, если очень нужно пробиться. Кто кого, еще время покажет. Потому как китайское кино во многом остается национальной продукцией, малоинтересной в мире. А в нынешних условиях и при новых правилах деланья кино, вряд ли иностранных зрителей у пафосной патриот агитки с превосходными данными китайской культуры прибавится.
Про малый интерес к китайскому кино хорошо показано в двух версиях голливудских лент, там где китайского много - для Китая, а где мало - там для всего мира и США, потому что миру не интересны китайские подробности… сарказм же в открытой форме… о нет, Голливуд таким макаром не победить..
Но главное… что нет желания смотреть и эту голливудскую поделку с китайскими стенами и азиатами… теперь это политкорретно как в свое время - один негр обязательно. Теперь - один негр, один гей, один азиат - обязательно в голливудской продукции.
А так в принципе молодцы… квоты есть и у других стран, пытающихся воспрепятствовать голливудской монополии и открыть дорогу национальному кино… но не все работают на ура. Пока что Голливуд, к сожалению, как зараза, везде и всюду.
ТОП 84
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
ТОП 51
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Для меня стало открытием наличие жесткого ограничения на показ в Китае фильмов иностранного производства. С точки зрения консервации мироощущения жителей Поднебесной - гениальное решение, ведь если нет информации, то нет и поводов для размышлений!!!
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Не ищите идеальных людей… Находите родные души.
ТОП 39
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Зато у китайских актеров появился шанс показать себя миру )
Тэкёнааа я дождусь тебя!
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Чтобы быть счастливым, надо жить в своем собственном раю. Неужели вы думали, что один и тот же рай может удовлетворить всех людей без исключения?
Марк Твен