Голосовать
25 января 2017 года в 23:59 | 6168 просмотров | 5 комментариев |
Мо Цзы: философия любви и добродетели
Слышали ли вы о древнем китайском философе Мо Цзы? Его имя не слишком известно на Западе. По правде говоря, и в самом Китае об этом философе и об основных положениях его учения сейчас мало кто помнит. А ведь это тот, кто разработал учение о всеобщей любви и оказал огромное влияние на раннюю китайскую философию. Кроме того, если верить историческим хроникам, Мо Цзы был одним из влиятельных политических деятелей своего времени.
Соперник Конфуция
Мо Цзы (墨子), он же Мо Ди или Учитель Мо, жил на рубеже 5-4 веков до нашей эры. До нас дошло очень мало сведений о его личной жизни. Но это обычное дело, когда речь идет о древнем философе, пытавшемся следовать по "пути Дао". Хотя Мо Цзы родился через пару лет после смерти Конфуция (где-то около 470 года до н.э.), именно он стал одним из основных интеллектуальных соперников Учителя. Основные идеи учения Мо Цзы о всеобщей любви были популярны и развивались последователями на протяжении не одного столетия. В конце эпохи Сражающихся Царств Чжаньго философское учение Мо Цзы, которое получило название моизм, находилось под жестким интеллектуальным давлением со стороны династии Цинь. А в последовавший за этим период установления правления династии Хань моизм стал быстро вытесняться конфуцианством, которое постепенно занимало место государственной идеологии.Сделай себя сам!
Если верить историку Сыма Цянь, Мо Цзы родился в том же древнем китайском царстве, что и Конфуций – в царстве Лу. Но Конфуций принадлежал к элите общества. А сам Мо Цзы и большинство его последователей были, скорее всего, из низших слоев. Возможно, это были ремесленники и другие, так сказать, прикладные специалисты, чей общественный вес постоянно повышался в постоянно воюющих и враждующих китайских царствах.Именно этим можно объяснить тот факт, что в философских текстах моистов часто встречаются технические описания самых разных приспособлений, механизмов и производственных процессов. Так что хотя приверженцы моизма и были довольно низкого происхождения, они сумели стать уважаемыми людьми в обществе, в котором они жили.
Пять великих китайских философов: Лао Цзы, Кун Цзы (Конфуций), Чжуан Цзы, Мэн Цзы и Мо Цзы (крайний слева).
Конфуций и его последователи верили в традицию поощрения официальных чиновников со стороны наследственной аристократии. Мо Цзы же полагал, что ценность человека должна быть заработана им самим, вне зависимости от того, происходит он из крестьянского или из благородного рода. Мо Цзы был действительно мыслителем-меритократом, то есть он считал, что руководящие посты в государстве должны занимать наиболее способные люди.
О войне и мире
Мо Цзы писал, что жестокие войны уничтожают не только солдат и мирных жителей. Война лишает жизни государство и весь мир. Поэтому философы-моисты видели свою задачу в создании столь гармоничного общества, которое было бы способно удержать правителей от развязывания кровопролитных баталий. Сам Мо Цзы и его соратники часто становились военными экспертами в маленьких царствах, помогая тем не быть беззащитными жертвами перед военными монстрами. Конфуций выступал за такое следование по Пути Дао, при котором предполагалось укрепление традиционных ценностей, в частности – незыблемости социального устройства и ценностной системы, основанных на беспрекословном подчинении авторитету старших.В отличие от него Мо Цзы выступал за радикальные перемены в общественном устройстве. В соответствии с его учением, Путь должен определяться тем, что будет хорошо для самого человека, определяться всеобщей любовью ко всему человечеству. В идеальном обществе Мо Цзы ценность человека определялась реальными заслугами личности, а не наследственными привилегиями. В отличие от даоизма, где служение неким "великим целям" рассматривалось как отступление от следования по пути Дао, Мо Цзы призывал к тому, что именно жертвенность во имя всеобщего блага была бы единственно верным поведением для настоящего человека. Ну и в противовес Лао Цзы - Мо Цзы считал институты государственной власти лишь инструментами для обслуживания интересов граждан.Любовь превыше всего
Учение Мо Цзы обогатило мировую философию концепцией всеобщей любви. Мо Цзы учил, что ценность вещей должны определяться на основе их полезности человеку везде и повсюду. Это мерило ценности вещей было частью величайшего вклада учения Мо Цзы в развитие приемов логической аргументации в оценке вопросов морали, что оказало огромное влияние на ранних китайских философов."Того, кто поступает не добродетельно, ждет кара. Тому, кто питает всеобщую любовь, приносит людям пользу, [небо] ниспосылает счастье" – так учил нас древний китайский мыслитель Мо Цзы.
Глава "Семь бед"
"Ныне если мать, держа сына за спиной, черпает воду и уронит сына в колодец, то она обязательно кинется доставать его. Но если будет неурожайный год, то голод людей и умершие от голода по дорогам кажутся более тяжелым горем, чем то, когда сын утопает в колодце. Разве это нельзя понять? Причина в том, какой год. Если год урожайный, то люди становятся гуманными и добрыми. Если же год неурожайный, то люди становятся негуманными и злыми…"Глава "Почитание мудрости". (часть вторая)
Учитель Мо Цзы сказал: Нынешние большие люди – ваны, гуны – господствуют над народом, являются хозяевами земли, управляют страной. Если они хотят надолго сохранить [страну] и не утратить [власть], то почему они не используют почитание мудрости как основу управления государством?Откуда известно, что почитание мудрости является основой управления государством?
Отвечаю: если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок. Если же глупые и низкие управляют благородными и мудрыми, то будет смута. Благодаря этому знаем, что почитание мудрости есть основа управления страной. Поэтому древние совершенномудрые ваны высоко ценили почитание мудрости, назначали на должность способных, не создавали группировок из родственников, не питали благосклонности к знатным и богатым, не испытывали пристрастия к внешней красоте. Мудрого человека выдвигали, делали богатым и знатным, назначали начальником департамента. Если человек оказывался неспособным, то на него ван смотрел косо и удалял его, делал его бедным и незнатным, ставил его слугой.
Глава "Почитание единства". (часть первая)
В древности, когда только появились люди, не было наказаний и в то же время у каждого было свое понимание о справедливости. У одного - одно, у двоих - два, у десяти - десять представлений о справедливости. Чем больше нарождалось людей, тем больше становилось различных представлений о справедливости. Каждый считал правильным свой взгляд и отвергал взгляды других людей, в результате между людьми царила сильная вражда.
В семьях отцы, дети и братья относились друг к другу с ненавистью и отвращением, будучи не в состоянии мирно жить вместе, они покидали друг друга. Люди Поднебесной, используя огонь, воду, яд, вредили друг другу, поэтому сильные не оказывали помощи слабым, имеющие избыток богатств не делились ими, но расточали эти избытки, умные не наставляли неопытных людей и скрывали от них свои знания. Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба… Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок…
То, что мудрый правитель считает верным, все также считают верным; то, что правитель осуждает, все также осуждают. Люди избегают недобрых слов и стремятся подражать добродетельным словам мудрого правителя страны, избегают недобродетельпых поступков и стремятся подражать добродетельным поступкам мудрого правителя…
Над материалом работали
ТОП 51
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Schisandra,
А мне недавно попалась книжка жанра SciFi китайского автора, про призыв вторжения инопланетян, там тоже философ Мо Цзы сыграл свою роль:
https://www.livelib.ru/book/1002611710-zadacha-trj…
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
http://www.youtube.com/watch?v=RW_jWQB0fmw&lis…
http://www.youtube.com/watch?v=NmpnVz3NuHE
http://www.youtube.com/watch?v=vguhpU4YXfE
ТОП 50
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Кто хочет - может!
Кто пробует - делает!
Кто любит - живет!
Ради кофе можно пойти на всё, даже на работу! (Б. Гейтс)
ТОП 44
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Благодарю за познавательный и интересный релиз о китайском философе Мо Цзы.
"Советы принимай от всех дающих,
Но собственное мненье береги."
У. Шекспир