Голосовать
13 февраля 2016 года в 16:51 | 7282 просмотра | 2 комментария |
Корея. История сеульского трамвая
В 1898 году к корейскому королю Кочжону (англ.: Gojong; кор.: 고종 - правил с 1864 по 1907) с деловым предложением обратились два американских предпринимателя – Генри Колбран / Henry Collbran и Гарри Боствик / Harry Bostwick. К тому времени оба бизнесмена уже провели немало лет на Дальнем Востоке, занимались тут рядом проектов, в частности, они даже пытались построить первую в Корее железную дорогу, которая должна была соединисть Сеул и Инчхон. Из этой затеи ничего не вышло, так как в дело вмешались японцы, и добились того, что проект был передан им. Однако Боствик и Колбран не потеряли энтузиазма и обратились к корейскому двору с новым планом – на этот раз речь шла о том, чтобы построить в Сеуле трамвай. По тем временам трамвай был супер-современным видом транспорта, и воспринимался как символ прогресса и высоких технологий. Во многом на этом обстоятельстве и сыграли американские предприниматели: король Кочжон был известен своим пристрастием ко всяческим техническим новинкам, он и телефоном обзавёлся вскоре после того, как тот был изобретён, и электричество в свой кабинет провёл ещё в 1880-е гг.
Было и еще одно обстоятельство, которое использовали Боствик и Колбран. В 1895 жена короля, горячо им любимая королева Мин (подробнее можно прочитать Здесь), была убита японскими агентами. Король, как и требовала традиция, женился вновь, однако на могилу королевы Мин ездил очень часто. Могила эта располагалась на окраине Сеула, и во время торжественных выездов жизнь в центре столицы практически замирала. Предприниматели заверили короля, что тот сможет ездить на могилу жены на трамвае, не создавая подданным никаких особых неудобств.
Прокладка трамвайных путей началась в октябре 1898 г., а 17 мая 1899 г. прошло торжественное открытие трамвайного сообщения в корейской столице. День этот был выбран потому, что в том году он совпал с днём рождения Будды, одним из важнейших корейских праздников, который отмечается по лунному календарю. Так Сеул стал вторым городом в Азии после Киото, в котором появился этот вид транспорта. Водителями поначалу работали японцы, приглашённые из Киото, в котором, как мы помним, трамвай к тому времени уже имелся. Кондукторами были корейцы. Однако японцы проработали в сеульском трамвае не очень долго. Всего лишь через неделю после начала движения произошло и первое в истории страны дорожно-транспортное происшествие: напротив парка Пагода, в самом центре Сеула, под трамвай попал 4-летний малыш. Возмущённая толпа приняла это за убийство (ведь вёл трамвай японец, а японцев в Корее не жаловали), и сожгла два вагона. Водителю чудом удалось спастись бегством – отец ребёнка, вооружённый топором, бежал за ним несколько кварталов. В результате началась забастовка водителей, которые требовали присутствия в вагоне полиции или же обязательной выдачи им оружия. Поскольку требования эти были неприемлемы, дело окончилось увольнением японских водителей и приглашением американских специалистов, которые уже потом подготовили и первых корейских вагоновожатых.
Первые вагоны были открытыми, без окон, дверей и стен. Единственную защиту от непогоды обеспечивала крыша. На открытой и весьма символически огороженной площадке стояли скамейки, на которых располагались пассажиры второго класса, каковых было большинство. Те же, кто был готов заплатить за дополнительные удобства, могли пройти в маленький салон первого класса. Его отличие заключалось в том, что скамьи первого класса располагались в небольшом закрытом помещении, которое помещалось в центре вагона (это хорошо видно на фотографии).Остановок у первых сеульских трамваев не было в принципе. Двигаться они могли не быстрее 7-8 км/ч, но даже и до таких скоростей вагоны разгонялись очень редко. Как правило, трамвай двигался со скоростью пешехода, так что пассажиры могли сходить и садиться по всему протяжению маршрута. Если по возрасту или по состоянию здоровья пассажир не мог покинуть трамвай на ходу, то водитель делал остановку там, где его просили.
Впрочем, в первые годы своего существования трамвай являлся не столько транспортным средством, сколько своеобразным аттракционом. В 1910 г., то есть через десять лет после официального открытия движения, трамвай перевозил в среднем по 10 тысяч пассажиров в день – не очень большая цифра для города с двухсоттысячным населением. Однако это было лишь начало: уже в 1920-е гг. без трамвая жизнь в городе была бы невозможной. На протяжении почти полувека трамвай был либо единственным, либо главным видом общественного транспорта в Сеуле. Движение не прекращалось даже в самые тяжелые времена, хотя после войны из-за нехватки электричества по трамвайным путям иногда пускали импровизированную конку. В 1945 г. в Сеуле было 50 км трамвайных линий, по которым ежедневно ходило 160 вагонов. Надо сказать, это было определенный упадок, потому что перед войной на линию ежедневно выходило 230 вагонов - почти в два раза больше.В первые послевоенные годы трамвай был забит до предела, еще больше, чем нынешнее метро в часы пик. Люди гроздьями висели на площадках, и американские военные власти, которые тогда правили Сеулом, выпустили распоряжение - в связи с частыми случаями падения пассажиров запретить ездить на подножках. Нарушителей этого правила американский патруль должен был забирать в участок. Однажды патруль (участники которого, понятное дело, ни слова не знали по-корейски) увидел особого злостного нарушителя, который не просто висел на подножке, а буквально бегал по ней. Патрульные оторвали его от вагона, за который он отчаянно цеплялся, что-то при этом крича. Нарушитель был доставлен в участок, где был переводчик, который и объяснил в чем дело. Оказывается, военная полиция арестовала… кондуктора вагона.
30 ноября 1968г., просуществовав почти ровно 70 лет, трамвай в Сеуле прекратил свое существование. Это связывают с тем, что он был неэффективным в плане возросшего пассажиропотока и мешал появившемуся в то время личному транспорту. Пожалуй, многие молодые сеульцы даже не подозревают, что были времена, когда по их городу неторопливо двигались рельсовые экипажи. Если вы вдруг окажитесь перед Сеульским музеем истории, у вас будет реальный шанс посмотреть на трамвай (как снаружи, так и изнутри), который когда-то ходил по улицам Сеула.
Любопытно, что сеульский трамвай всего лишь на несколько недель младше московского: в Москве экспериментальное движение началось 6 апреля 1899 г. (по новому стилю). Петербург от южной столицы несколько отстал, регулярное сообщение по улицам началось с 1907 г. (хотя трамвай по льду Невы ходил с 1894 г., а еще раньше в 60-х появилась конка - трамвай, запряженный лошадьми). На Украине первым трамвайным городом стал Киев, по улицам которого трамваи ходили с 1892 г.
Подвижной состав сеульского трамвая изначально состоял из девяти (по некоторым данным - десяти) вагонов: восемь вагонов были обычными, пассажирскими, а один представлял собой личный королевский экипаж. Таким образом, Корея 1900 г. являлась, наверное, единственной страной мира, в которой существовал королевский трамвайный вагон, рельсовый предшественник президентских лимузинов. Насколько известно, не сохранилось ни одной фотографии этого сооружения, но известно, что при его изготовлении за образец были взяты старые королевские паланкины.
До Корейской войны трамваи ходили по Сеулу, Пусану и Пхеньяну. Угадайте, в каком городе до сих пор сохранилось трамвайное движение?
Подвижной состав сеульского трамвая изначально состоял из девяти (по некоторым данным - десяти) вагонов: восемь вагонов были обычными, пассажирскими, а один представлял собой личный королевский экипаж. Таким образом, Корея 1900 г. являлась, наверное, единственной страной мира, в которой существовал королевский трамвайный вагон, рельсовый предшественник президентских лимузинов. Насколько известно, не сохранилось ни одной фотографии этого сооружения, но известно, что при его изготовлении за образец были взяты старые королевские паланкины.
До Корейской войны трамваи ходили по Сеулу, Пусану и Пхеньяну. Угадайте, в каком городе до сих пор сохранилось трамвайное движение?
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
astra