Голосовать
14 мая 2015 года в 17:53 | 5459 просмотров | 5 комментариев |

Япония. "Зеро" легенда Тихого океана
"Я чувствовал, что истребитель Зеро был для меня то же, что меч для Самурая. И я ощущал самолет как свое собственное тело. И еще я верил, что кабина была священным местом, которое может стать моим саркофагом", - так говорил один из японских пилотов о самом известном японском самолете второй мировой войны в передаче "Мир в войнах, Япония 1941-1945". Hачиная с Перл-Харбора до последних боев по отражению налетов на Японию американских В-29, истребитель Мицубиси А6М Рейзен участвовал практически во всех воздушных сражениях, проводимых императорским флотом. Его отличная маневренность и высокая дальность полета стали почти легендой, и до сего дня "Зеро" остается символом японской авиации.
Справка
Mitsubishi A6M Zero ("A" - истребитель; "6" - модель; "M" - Mitsubishi) - японский лёгкий палубный истребитель времён Второй мировой войны. Выпускался с 1940 по 1945 год, всего построено 10 939 единиц.Первый бой
Свою славную боевую историю японский истребитель А6М "Зеро" открыл в небе Китая, 13 сентября 1940 года, где он впервые был применен против китайских ВВС в составе группы капитана Синдо, в качестве сопровождения для бомбардировщиков. О новом японском "суперистребителе", на который возлагались большие, и полностью оправдавшиеся впоследствии надежды, китайская разведка смогла узнать еще до первого его боевого вылета, однако воспрепятствовать его скорому триумфу никак не смогла: в тот день в быстротечном воздушном бою с истребителями И-152/153 и И-16 новые машины Японии уничтожили 27 из тридцати своих противников, не понеся при этом никаких потерь. Уоррент-офицер Косиро Ямасита сбил пять машин, унтер-офицер 2-го класса Ёсиро Оки - четыре самолета, а унтер-офицер 1-го класса Тораичи Такацука - три самолета. Так было положено начало легенде об истребителе "Рейсен" или "Зеро-сен", принявшем участие на стороне Японии во всех ее важнейших сражениях на Тихом океане, ставшим одним из символов той войны.Рождение легенды
Слава о новом самолете быстро распространилась по верхушке флота, и все усилия были брошены на то, чтобы Тип 0 как можно быстрее начал поступать на китайский фронт, где лишенные прикрытия японские бомбардировщики несли тяжелые потери. Хотя конструкторы намеревались продолжить доводку машины, их требования военные пропустили мимо ушей. Отзывы военных летчиков-испытателей были настолько радужны, что Штаб морской авиации пожелал непременно испытать новый самолет в бою. Уже 21 июля в Ханькоу отправилась первая партия из шести предсерийных машин. Командовал отрядом капитан Тамоцу Ёкояма. Личный состав отряда набрали из рядов Ёкохама Кокутай, летчики были направлены в 12-й Ренго Кокутай (12-я объединенная авиационная группа). Десять дней спустя, после успешных испытаний на борту авианосца "Ката", самолет был официально принят на вооружение частей морской авиации под обозначением: морской тип 0 палубный истребитель модель 11 - Рей-Сики Кандзо Сентоки (коротко Рей-сен). Девять самолетов, испытанных на авианосце, также отправились в Ханькоу на усиление 12-Ренго Кокутай.И как следствие, высокие ТТХ самолета А6М2 и отсутствие достойного противника подействовали на японских военных разлагающе. Распространилось мнение, что, имея такой самолет, японцы безраздельно захватили господство в воздухе. Считалось, что один Рей-сэн стоит двух-пяти самолетов противника. Принимая во внимание более мощный промышленный потенциал Соединенных Штатов, Япония намеревалась начать войну в наиболее выгодный для себя момент, когда на ее стороне был перевес в палубной авиации. Японцы отдавали себе отчет, что этот перевес долго удержать не удастся, адмирал Ямамото даже говаривал, что он не верит в победу, если война продлится более полугода. Успокоенные японцы не торопились начинать работу над новым истребителем, который должен был бы в будущем заменить "Зеро". Они просто не верили, что такой передовой самолет может так быстро устареть.Чтобы как можно быстрее переоснастить морскую авиацию, выпуск истребителя также наладили на фирме Накадзима на заводе Коидзуме в Окаве. Первый самолет покинул сборочный цех этого завода в ноябре 1940 года. Японцы верили в самолет и говорили о его непобедимости. Эта вера еще больше усилилась после первых побед на Тихом океане. К моменту начала войны с Соединенными Штатами авиация Императорского флота имела в своем составе около 400 истребителей А6М2. Самолеты с авианосцев "Акаги", "Kara", "Хирю", "Сорю", "Сёкаку" и "Дзуйкаку" 7 декабря 1941 г. участвовали в налете на Пёрл-Харбор, обеспечив прикрытие двух ударных волн, а также проштурмовав аэродромы. "Зеро" базировавшихся на Тайване 3-го кокутая и кокутая "Тайнань", приняли участие в захвате Филиппин, а затем - Малайи, Сингапура и Голландской Ост-Индии. В феврале 1942 г. А6М2 с "Акаги", "Кага", "Сорю" и "Хирю" участвовали в ударе по австралийскому Дарвину. В апреле ударное авианосное соединение предприняло рейд в Индийский океан, нанеся удар по объектам на Цейлоне.Именно такое зрелище видели многие американские летчики,
последний раз в жизни.
Действительно "Зеро" на голову превосходил все тогдашние истребители противника и до появления у американцев новых машин Lightning, Corsair и Hellcat, "Зеро" был властелином тихоокеанского неба. Но только до их появления. Переломной точкой стала битва за Мидуэй в начале июня 1942 года. В этой битве японцы потеряли своих лучших пилотов. Примерно в это же время случилось происшествие, серьезно повлиявшее на дальнейшее развитие событий. В начале июня 1942 года японцы проводили диверсионную операцию над Алеутами. У самолета, который пилотировал унтер-офицер 1-го класса Тадаёси Кога, был в бою перебит бензопровод. Кога совершил вынужденную посадку, но неудачно - самолет скапотировал, и унтер-офицер свернул себе шею. Спустя несколько дней летающая лодка Consolidated Catalina патрулировала этот район и обнаружила перевернутый самолет, серый силуэт которого четко виднелся на фоне прибрежных скал. На место падения выслали аварийную команду, и самолет отправили в Соединенные Штаты. Повреждения машины оказались более значительными, чем это показалось сверху. Было разрушено хвостовое оперение, серьезно повреждены шасси и двигатель, и исковеркан винт. В августе машину доставили на морскую авиабазу в Норд-Айленде, где в небольшом ангаре произвели ее реставрацию. Для ремонта использовали имевшиеся запчасти с других сбитых машин. Японского пропеллера не нашлось, но его заменили оригинальным винтом Гамильтон Стандарт, который отлично подошел. Реконструкцию завершили в начале октября, после чего самолет подвергли сравнительным испытаниям с американскими машинами. Испытания проводились в Сан-Диего и позволили выявить слабые места японского самолета и выработать новую тактику борьбы с ним. Теперь американцы научились побеждать "Зеро" или, по крайней мере, уходить от навязанного боя.последний раз в жизни.

"Зеро" Тадаёси Кога, фото национального
архива США.
архива США.
Утраченное превосходство
Конец 1942 года застал японцев в трудной ситуации. Страшно и необъяснимо проигранная битва за Мидуэй, стоившая четырех авианосцев, долгое и выматывающее сражение за Гуадалканал и кампания в Новой Гвинее надорвали силы японцев и ослабили их оборонный потенциал. Из создавшейся ситуации японцы попытались выйти путем модернизации имеющихся у них типов вооружения. До конца войны продолжалась работа по совершенствованию "Зеро", приведшая уже к весне 1945 года к созданию последней его модификации, получившей наименование А6М8 модель 64. Летчики-испытатели, облетавшие эту машину, в один голос говорили, что это лучшая модификация "Зеро". К сожалению, весной 1945 года промышленность Японии лежала в руинах. В результате катастрофически упало качество и количество выпускаемых самолетов. Поэтому выпуск новой модификации "Зеро" был сорван. До конца войны не удалось выпустить ни одного нового самолета, хотя для его производства были выделены мощности сразу шести крупнейших заводов фирм Мицубиси и Накадзима… Всего было выпущено 10449 истребителей А6М, включая 3879 на Мицубиси и 6570 на Hакадзиме."Зеро" не имел конкуренции в небе до середины войны, на нем сражались лушие асы Японии, в том числе и легендарный Сабуро Сакае, он же стал одним из пилотов сопровождения воздушных отрядов Камикадзе, когда японская мощь оказалась уже совершенно сломленной, и только воля самураев гибнущей империи осталась по-прежнему несгибаемой. Как и японский флот, так и авиация страны Восходящего Солнца в декабре 1941 года на порядок превосходили соответствующие вооружения США и их союзников, но изнуряющая война на истощение была ей не по силам. Когда лучшие корабли Японии и лучшие ее самолеты оказались уничтожены, ей не по силам оказалось воссоздать свою утраченную мощь, и поражение оказалось, как и предсказывал блистательный стратег адмирал Ямамото, лишь делом времени.
Предлагаем вам к просмотру ленту, режиссера Такаси Ямадзаки / Takashi Yamazaki о японском палубном легком истребителе времён Второй мировой войны, под названием "Вечный Зеро". Посмотреть фильм можно здесь.Источник
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Соглашусь только с тем, что да, самолет можно уподобить мечу самурая, в восприятии японского пилота.
astra
ТОП 39
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Тэкёнааа
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
1 - http://www.airwar.ru/
2 - http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/index…
3 - http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AK/index.htm
было бы желание :)
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
3 года тотально уничтожения и унижения от американцев… но Легенда пережила своих победителей… кто помнит КОрсар, только интересующиеся… а Зеро знают все…