Голосовать
23 апреля 2015 года в 20:24 | 13341 просмотр | 5 комментариев |
Таль - традиционные корейские маски
Корейские традиционные маски Таль (кор. 탈) вы можете увидеть в любой исторической драме, на театральном представлении или в сувенирной лавке. В каждой провинции свои персонажи для масок. Кроме того, есть универсальный набор персонажей и характеров, присутствующих независимо от места действия. Сейчас туристы, приезжающие в Корею, и даже местные жители покупают брелки с масками, магниты или настенные украшения, так как считается, что таль приносят удачу владельцу. Давайте рассмотрим основные виды таль.
В спектакле Хахве (кор. 하회별신굿탈놀이) есть восемь традиционных маданов (акты, истории), включающих в себя танцы, музыку и, само собой, пародии на различные жизненные ситуации. Хахве - это крошечная традиционная деревня в Андоне (провинция Северная Кёнсан), где до сих пор проходят представления, когда-то придуманные простолюдинами эпохи Чосон. Практически все маски деревни Хахве, за исключением утраченной маски Льва, носят антропоморфный характер. Они представляют собой изображения лиц людей различных социальных и возрастных слоев - как мужчин, так и женщин.Вместо того, чтобы рассказывать сказки о сверхъестественном, маски показывают нам вполне обычных персонажей общества Чосон, доведенные до гротеска портреты основных классов. Маски хахве - это не просто реквизит для спектаклей. Они являются важными религиозными реликвиями, обладают магической силой и защищают деревню от демонов. Если что-то случается, маски сжигают и делают новые. Также маски, использующиеся на похоронах, сжигают после церемонии.
Маски хахве вырезались из дерева. В отличие от остальных масок из тыквы или бумаги, их не сжигали сразу после представления и, более того, считали священными. Зачастую актеры, принимающие маску, перед этим приносили жертву.В хахве тальчум (танец с масками) всего 12 масок: янпан (аристократ), гакши (невеста, девушка), чун (буддистский монах), чоренги (раб), сонпи (ученый), име (дурак), пуне (наложница), бэкчун (убийца-мясник) и хальми (старуха).
Также есть три потерянных маски: чонгак (бакалавр), бёльче (сборщик налогов) и токтари (старик).
Некоторые легенды повествуют о том, что три потерянные маски находятся в Пёнсане. Интересно то, что две маски из Пёнсана действительно очень похожи на Хахве.
Маски хахве традиционно вырезаны из древесины ольхи, покрыты лаком, практически не раскрашены, лишь добавлено немного черного цвета для создания более четкой линии контуров. В нескольких масках (Молодая девушка, Невеста) можно также заметить использование белой и красной краски. Маски выполнены практически в натуральную величину человеческого лица. Спустя несколько столетий после своего появления в XIII в., в отличие от многих других типов корейских масок, маски деревни Хахве практически не изменились внешне.
Аристократ (Янпан)
Это, пожалуй, самая известная из корейских масок. У янпана широкий нос с большими ноздрями, плавные и изогнутые линии глаз и бровей, и, как отличительная черта, отдельно прикрепленная веревками нижняя челюсть. Когда артист опускает или поднимает голову, маска принимает разные выражения - от великодушной улыбки до угрожающего оскала.
В провинциях иногда маску янпана красили пополам белой и красной краской, чтобы показать, что персонаж является внебрачным сыном. А иногда маска аристократа была поражена оспой или проказой, так как простолюдины хотели видеть страдания правителя.
В одной пьесе с неба сходит монстр Ённо. Он сообщает янпану, что для возвращения на небеса ему необходимо съесть 100 аристократов. Янпан притворяется простолюдином, но чудовище не обмануть!
Кроме того, игра с маской янпана позволяла зрителям вдоволь поиздеваться над образом аристократии и высказать все то, за что при реальном общении они бы немедленно получили смертный приговор.
Наложница (Пуне)
Маска пуне известна не меньше, чем маска янпана. Обычно они изображаются бок о бок в народных произведениях искусства. У пуне овальное лицо, маленький рот, большой нос и яркий макияж. Она представляет собой воплощение всех стандартов красоты в Чосон. Маска пуне всегда представляла вдову, наложницу, кисэн или любовницу янпана.
В пьесах с масками пуне кокетничает с янпаном или сонпи, не говоря ни слова, но делая массаж или убирая волосы с лица. Мужчины конкурируют за ее внимание, совершая абсурдные действия и попадая в неловкие ситуации.
Невеста (Гакши)
У маски гакши очень маленькие глаза, которые показывают нам застенчивость персонажа, и маленький рот, сообщающий о ее неразговорчивости. Она спокойна, безмятежна и молчалива и, оттого, менее популярна, чем остальные персонажи.
Большинство масок отражают представление о том или ином человеке, а также, показывают его лицемерие. Но не гакши. Гакши - воплощение богини. Она появляется трижды на протяжении пьесы. Первый раз - в начале, на плечах мужчины без маски. Второй раз - в середине, собирает пожертвования зрителей. Третий раз- в конце, уже как невеста.
Гакши - единственный не комичный персонаж в Хахве тальчум. Есть дорама "Свадебная маска" / "Bridal Mask", снятая по мотивам комиксов. Правда, там используется маска немного другого вида.
Ученый (Сонпи)
Сонпи встречает нас с яркой улыбкой и широко открытыми глазами. Он всем своим видом изображает высокомерие и смешливость, давая понять, что знает все на этом свете. Его глаза выпучены, чтобы все знали, что он очень много читает. Нос сморщен, потому что сонпи страдает от чересчур сложных дум. Сходство с маской янпана намекает на аристократическое происхождение.
Во времена Чосон ученые происходили из благородных семей, они пытались сдать экзамен для службы при дворе, но, провалив его, становились, своего рода, учеными-изгоями. В отличие от янпанов, сонпи имеют репутацию умных и неподкупных людей.
Как правило, ученый и аристократ - главные соперники в пьесе. Они также соревнуются между собой за внимание пуне. В реальной жизни конкуренция между нео-конфуцианскими учеными и аристократами привела к переворотам в правительстве и массовым чисткам среди сонпи в 15-16 веках.
Монах (Чун)
Маска чун тоже разделена на две части, и нижняя челюсть держится на завязках. Монах хитер, развратен, скрытен и пронырлив. Шишка на его лбу показывает мрачный свирепый характер. Он долго жил в буддистском храме, но покинул его и теперь следует своим земным желаниям. Он возбуждается от вида пуне, шпионит за ней, самоудовлетворяется и в итоге похищает соблазнительницу. Его танец состоит из резких шагов и хаотичных движений, чтобы подчеркнуть лживость и хитрость персонажа.
Чун задуман для того, чтобы показать коррупцию в религиозной среде и распутность монахов.
Дурачок (Име)
Име - это деревенский дурачок с добродушным лицом. Его лицо уродливо и ассиметрично, а танец кажется пародией на походку хромого человека. Име - раб сонпи, а это значит, что его уродство - следствие тяжелого нрава ученого. Дурачок никогда не делает зла, но часто становится жертвой.
У этой маски нет нижней челюсти. А знаете, почему? В 12 веке боги приказали мастеру Хо сделать двенадцать масок и, пока все они не были закончены, ему нужно было избегать контактов с людьми. Вырезал мастер последнюю маску, и тут к нему заглянула девушка. Господин Хо упал замертво, и име осталась без нижней челюсти.
Раб (Чоренги)
Маска чоренги меньше, чем все остальные маски, а перекошенный рот показывает нежелание выполнять чужие приказы и неуважение к хозяину. Впалые щеки показывают бедность, а заостренный подбородок - на жесткость и закаленность. Чоренги - болтун, каких стоит поискать! Он шпионит за монахом и пуне, распускает слухи про име и янпана и, во время финального спора между янпаном и сонпи порочит своего хозяина, выбалтывая его тайны.
Мясник (Бэкчон)
У мясника грубое и морщинистое лицо. Он жесток и кровожаден, ухмыляется зрителям так, будто одержал великую победу.
Бэкчон - самый низкий класс в обществе Чосон. Своего рода, неприкасаемые. Это кочевники из Монголии и Маньчжурии, застрявшие в Корё. Они принесли с собой рецепты приготовления мяса, которое тогда было редкостью на Корейском полуострове. Бэкчон промышляли мародерством и охотой, завоевав себе не лучшую славу. Но, тем не менее, у них были свои преимущества! Мясников освобождали от военнной службы и уплаты налогов. В пьесах бэкчон изображаются в качестве безжалостных палачей, сошедших с ума от собственной кровожадности. Мясник сражается с быком, в итоге побеждает и вырезает у животного сердце и яички, тут же предлагая их аудитории.
Вдова (Хальми)
Хальми - одна из трех женских масок. У нее сморщенное темное лицо, при взгляде на которое сразу понятно, насколько тяжелой была ее жизнь. Обычно хальми играет актер-мужчина. Вдова таскает за собой ткацкий станок и сообщает зрителям, что овдовела всего через три дня после свадьбы в возрасте 14 лет. Хальми говорит о своей жизни в бедности, а затем просит деньги у зрителей Второй раз на сцену она выходит в самом конце, и тогда ее отталкивают сонпи и янпан. Неуклюжий танец, сутулость и грустная история жизни хальми олицетворяет быт простолюдинов и тяготы тех, кому жизнь дала много испытаний.
Лев (Дзюдзи)
Это символ упрощенной маски льва и украшают её перья фазана. В представлении он принимает ответственность за защиту сцены от злых духов. По другим источникам эта маска не дошла до наших дней - скорее всего её восстановили оп устному описанию.
Источник 1, источник 2
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Влюблённость игра. Любовь - принятие поражения.
(c)
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
1. "Людей не волнуют факты. Им просто нужно кого-то обвинить. Потому что кто-то всегда должен быть виновен в чём-то".Человек со звезды
2. "В каждом человеке есть добрый волк и злой, побеждает тот, кого ты кормишь".Я тебя помню
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил