Голосовать
6 февраля 2016 года в 01:53 | 4500 просмотров | 1 комментарий |
Китай. Хипстеры
Их можно увидеть в китайских городах первого эшелона: молодые, часто следуют за модой, но порой решительно ее отрицают, зависают в кафе, строчат что-то в своих мобильниках, возможно, бренчат на гитаре. Они не настолько поглощены онлайн-миром, как молодые отаку, которые затерялись в аниме и онлайн-играх и разучились общаться с противоположным полом, и их не поносят так, как нуворишей "тухао" (богатых, но некультурных) - хотя они, несомненно, подвергаются критике, особенно при неудачных попытках придать себе утонченности. Они - вэньи циннянь, или культурная молодежь.
Кто-то зовет их китайскими хипстерами, и, как и на Западе, это может быть оскорблением, хотя в Китае всё зависит от того, кого спросить. Каждый одновременно может и не может дать им определение, но они точно являются новой субкультурой - или, возможно, воскресшей, деполитизированной версией старой.
Они любят литературу, поэзию и музыку. Они стремятся быть другими. Они модные и экологически сознательные. Они порой принимают свое клеймо, хотя частенько колеблются перед этим. Частично причина заключается в том, что термин использовался слишком часто и оброс коннотациями. В конце концов, если ты разгуливаешь вокруг, называя себя "культурной молодежью", не удивляйся, когда весь-такой-англо-китайский-но-иронически-хипстерский термин "zhuangbility", синоним позерства и притворства, приклеится к тебе намертво.Однако, несмотря на внешнюю схожесть, есть несколько значительных отличий между вэньи циннянь, или вэнцинь, и хипстерами Запада. В ответ на вопрос, кто они такие, одна 22-летняя китайская студентка, назвавшаяся японским именем Юки, сказала, что термин настолько широк, что покрывает множество различных групп. "Можно использовать это слово по-разному. Оно может быть негативным. Вы можете назвать так парня, играющего на гитаре с целью клеить девчонок". Она добавила, что этим термином также называются люди, искренне заинтересованные в последних культурных трендах. Она указала на сходства с предыдущим движением - вэньсюэ циннянь. Это была литературная молодежь 1980-х, влюбленная в поэзию. Некоторые из них участвовали в дебатах по обсуждению философии либерализма и коммунизма.
Нельзя сказать окончательно, что одна субкультура превратилась в другую; в конце концов, термин "вэньи циннянь" стал популярным буквально в последние четыре года. Однако почти нет сомнений в том, что они занимают одинаковую нишу в обществе - образованная молодежь, заинтересованная в культуре. Только вэньцинь деполитизировались и вместо политических целей преследуют культурные.Сравните это с происхождением западных хипстеров, возникших в 1940-х на джазовой сцене. В отличие от возмущенных идеалистов вэньсюэ циннянь, настоящие западные хипстеры (которые были хипстерами еще до того, как это стало не круто) также определяли себя по сходству с новыми культурными трендами, но делали это с более выдохшимся видом. Они не пытались изменить общество, скорее наоборот, стремились установить с ним дистанцию, держаться от него подальше.
Современные хипстеры избавились от большей части джазового прошлого, но сохранили свое отчужденное присутствие и желание быть в стороне от общества вместе с направленностью на последние культурные тренды. Именно в этом вэньцинь и хипстеры похожи. Для описания вэньцинь одним словом Юки выбрала "сентиментальные". "Они всегда пишут об отношениях. Поэтому люди думают, что они очень сентиментальны", - объяснила она.
Литература является общей нитью, проходящей через обсуждение вэньцинь. Чтобы тебя считали культурным, надо быть на короткой ноге с написанным словом, либо как потребитель, либо как создатель. Для этого существуют такие вебсайты, как qidian.com, они очень популярны и дают авторам возможность делиться своими работами, часто "сентиментальными" любовными историями, и получать отклики от читателей. Некоторые даже заключают контракты на книги и добиваются успеха.
Разумеется, не только сентиментальные романтические сказки привлекают внимание. Одобренные критиками работы в любом жанре чаще всего появляются в обсуждениях вэньцинь - например, такие успехи последнего времени, как научно-фантастическая новелла Лю Цысиня / Liu Casina "Задача трех тел" / "Three body Problem" или фильм Цзя Чжанкэ / Jia Zhangke "Прикосновение греха" / "A Touch of Sin", отмеченный Западом Пальмовой ветвью на Каннском кинофестивале, однако не сумевший получить лицензию на трансляцию в Китае. Предыдущие любимчики китайской киноиндустрии, такие, как Чжан Имоу / Zhang Yimou и Фэн Сяоган / Feng Xiaogang, оказались слишком популярны и не оправдали внимание тех, кто стремится противопоставить себя остальным на фоне культуры.
Без сомнения, с течением времени культурные критерии, определяющие интересы вэньцинь, исчезнут, а на их место придут иные сенсации. Однако некоторые жанры обладают выносливостью, в особенности продукты тайваньской культуры. Хотя, разумеется, это привносит свой собственный набор соображений в группу, которая едва ли вмешивается в политику, однако всё же не может избегать ее полностью. Тайваньская певица Deserts Chang, известная в Китае как Чжан Сюань / Zhang Xuan, занимает нишу между инди-исполнителями и известными поп-музыкантами. Она не избегает политической темы в своих песнях, что является одной из причин ее популярности среди вэньцинь и протестов со стороны всех остальных. В 2013 ее песня "Rose-Coloured" выиграла премию Top Chinese Music Awards в категории "Лучший текст"; песня рассказывает о бедственном положении маргинальных групп, включая политических демонстрантов и гомосексуалистов.Когда она выступала в Великобритании в 2015 году, студент принес с собой тайваньский флаг Китайской республики. Чжан Сюань попросила фаната подняться на сцену и, по словам BBC, заметила: "Я давно не испытывала такого патриотизма… а ведь я из Тайваня". Незамедлительно последовал отклик, какой-то фанат, очевидно, из Китая, выкрикнул на английском: "Никакой политики сегодня, мы просто хотим повеселиться". Реакция на Weibo была быстрой и неумолимой: волна гневных чувств с призывами отменить ее концерты и запретить ее выступления на материковой части Китая.
Этот случай был иллюстрацией того, как сурова бывает онлайн-реакция. Вэньцинь не застрахованы от этого, их очень быстро могут обвинить в том, что они некультурные идиоты.
Возможно, всеобщий урок в этом таков, что, если называть себя "культурной молодежью", это ожидаемо приведет к критике. Быть культурным настолько, чтобы это признали другие, безусловно, хорошо - но лучше дважды проверить, является ли похвала искренней.Источник
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил