Голосовать
29 июля 2012 года в 22:22 | 7601 просмотр | 1 комментарий |
Могао ( кит. упр. 莫高窟, пиньинь: mò gāo kū, "Пещера не для высоких")
Крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун ("Пещера тысячи Будд"), воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV-XIV вв.).
Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэня и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.
Крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун ("Пещера тысячи Будд"), воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV-XIV вв.).
Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай. В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэня и Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.
Над материалом работали
- оазис Дуньхуан (= сверкающий)
- озеро Юэяцюань (= полумесяц)
- пещерный монастырь Цяньфодун.
Логика возникновения этого места/поселения проста:
- здесь проходили торговые караванные пути Dasilu (= Великий шёлковый путь)
- людям и верблюдам необходимо место для отдуха и пополнение запасов воды
- раз это путь чужаков/торговцев - то необходимо защищать границы: поселение как форпост возникло ещё до прихода буддизма в Китай
- раз сюда была привнесена новая религия (буддизм) - то для ее укоренения необходимо было святилище.
Чем знаменит Цяньфодун?
- основная статуя Будды в монастыре Цяньфодун имеет высоту 33м, собственно говоря, ее и защищает известный даже по картинкам 9-ярусный павильон
- стены многочисленных пещер (точно больше 100) украшают интереснейшие росписи (не уверена, что технология их создания такая же как у фресок = по сырой штукатурке)
- а еще вы, наверняка, слышали про знаменитую Пещеру рукописей (было много материалов по линии ЮНЕСКО).
Ну, что ж? посмотрим:
- японский материал (подробный, без перевода, качество не очень)
https://youtube.com/watch?v=8HmF0C1GvLw
- китайский материал Dunhuang (на китайском языке, качество хорошее)
https://youtube.com/watch?v=wAI1oEDTNl0
- любительский материал, который я бы назвала "Глазами туриста" или "Опережая ваши вопросы": как добраться до этих пустынь (всё = включая вид туалета в поезде и еда в самолете), на чём можно передвигаться на месте (аренда авто, квадроцикла и пр), ожидание в очереди в музее, как выглядит гид, отпирающий вам двери в очередную пещеру и т.д.
https://youtube.com/watch?v=mh2yo_qyJEs
См. также статью "Юэяцюань: озеро полумесяца в Китае"