Голосовать
28 июля 2016 года в 11:57 | 4167 просмотров | 1 комментарий |
Знакомьтесь: композитор-авангардист Гэ Гань Жу
Композитор Гэ Гань Жу / Ge Gan-ru родился и вырос в Китае, но вот уже несколько последних лет живет и работает в США. Вместе с тем он считается первым китайским композитором-авангардистом. Его жизненный путь нелегок, как и у всех в Китае, кому было суждено жить в годы "культурной революции".
Чудеса случаются
Гэ Гань Жу родился в 1954 году в Шанхае. Его родители были инженерами. Они даже и не мечтали о карьере музыканта для своего сына, но тем не менее отдали его в музыкальную школу учиться игре на виолончели. Правда, для самого Гэ эти уроки были скорее приятным развлечением. С началом "культурной революции" все школы были закрыты, дети бесцельно проводили время на улице. По совету родителей Гэ Гань Жу стал активнее заниматься музыкой, просто для того, чтобы хоть чем-то заниматься и не тратить время зря."Когда мне было восемнадцать лет, – вспоминает Гэ Гань Жу, – меня отправили на остров в трудовой лагерь. Это называлось "перевоспитанием". Мы работали на рисовых полях с рассвета и до заката. Я думал, что на этом мои занятия музыкой закончатся, потому что у меня просто не было на это никаких сил после 14-15 часов, проведенных в поле. В комнате мы жили вдесятером, и после работы все были слишком усталые, чтобы слушать музыку. Так что я просто не мог бы там заниматься и надоедать всем своей виолончелью".
Как говорит Гэ Гань Жу, в его жизни были два по-настоящему чудесных события, и причины этих чудес для него самого так и остаются загадкой. Первое чудо – когда от одного из крестьян он узнал, что в лагере работает и "перевоспитывается" один из самых известных в Китае виолончелистов. Гэ знал этого музыканта, который до начала "культурной революции" работал концертмейстером в Шанхайском симфоническом оркестре.
"Я попросил крестьянина познакомить меня с этим музыкантом. Он согласился, и я отправился на встречу. Я долго уговаривал уже пожилого музыканта заниматься со мной после работы. В конце концов, он согласился взять меня в ученики. Мы занимались два раза в неделю. Я как мог старался помогать своему учителю, потому что он был намного старше меня. В качестве платы за уроки я приносил ему сигареты. Это единственное, что я мог сделать тогда. Но я был очень счастлив, потому что учился у лучшего педагога в Китае", – рассказывает Гэ Гань Жу.
Второе чудо произошло, когда оказалось, что один из друзей Гэ Гань Жу по трудовому лагерю работает на станции мелиорации. Это было единственное здание в лагере, где было электричество. Так у Гэ и его учителя появилось место, где по вечерам, в тайне от всех, они могли заниматься музыкой.
"Каждый день я сорок пять минут шел пешком в полной темноте, чтобы добраться до этой станции. Но у меня все время было ощущение полного счастья. Мне казалось, что это какое-то благословение судьбы, что мне невероятно повезло, потому что я мог продолжать свои занятия музыкой и играть на виолончели. Да, я действительно чувствовал себя самым счастливым человеком в мире и больше всего мне хотелось бы, чтобы я смог продолжать эти занятия и дальше. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что в те годы музыка уже стала неотъемлемой частью моей жизни".
От виолончели к композиторству
Годы, проведенные в трудовом лагере, были полны страданий и тягот. В лагере оказалось много молодых людей, которым после работы было нечем заняться, кроме как пить и курить. И тогда лагерная администрация решила организовать оркестр. Собрали всех желающих и выдали им те музыкальные инструменты, которые сумели найти. Конечно же, виолончелист Гэ Гань Жу был среди музыкантов этого оркестра. "Это был очень странный музыкальный ансамбль, – вспоминает Гэ Гань Жу. – Там были, конечно же, скрипка, виолончель, флейта, но еще и китайская бамбуковая флейта и китайская пипа, в общем, очень странный подбор инструментов. Для любого произведения, которое мы захотели бы сыграть, нам нужно было сначала написать оркестровку. Кто-то должен был заняться композиторской работой. Сам не знаю, почему, но этим "кто-то" оказался я. У меня не было никакого музыкального образования, кроме моих уроков игры на виолончели. Так что все, что я делал, было по наитию. Нам было разрешено исполнять только революционные песни, и я занялся их аранжировкой".Так Гэ Гань Жу впервые попробовал свои силы в композиторской работе. Между тем Мао Цзэдун умер, темные тучи "культурной революции" над китайским небом постепенно стали рассеиваться. Наконец-то был возобновлен прием в Шанхайскую консерваторию. Вернувшись из трудового лагеря, Гэ Гань Жу, которому тогда было чуть больше двадцати лет, стал одним из первых студентов, зачисленных на учебу по классу виолончели. Однако через три года он понял, что виолончель для него по-прежнему лишь увлечение. Настоящая страсть его музыкальной жизни – сочинительство. Гэ Гань Жу перешел учиться на факультет композиции. Начался новый период его жизни, период его становления как композитора, который пишет авангардную музыку.
В авангарде авангарда
Как говорит сам Гэ Гань Жу, были две причины, по которым он решил заниматься современной музыкой. Обе эти причины проистекали, в свою очередь, из конфликта культур, с которыми Гэ Гань Жу столкнулся в самом начале своего творческого пути."С одной стороны, всю свою жизнь я изучал западную музыку, я преклонялся перед этой музыкой. Но с другой стороны, китайская музыка – моя родная музыка, она у меня, как говорится, в крови. И я никак не мог найти нужный баланс в своей композиторской работе. Это было одной из причин моего интереса к авангарду. Второй причиной стало то, что для меня быть композитором означало быть творцом. В истории китайской музыкальной культуры музыка была наследием, которое передавалось из поколения в поколение. Китайская музыка никогда не создавалась конкретным человеком или народом".
Действительно, в истории китайской музыкальной литературы нет имен великих китайских композиторов. Конфуцианство делало акцент на космологической концепции природы музыки, подчеркивалась ее общественная и политическая роль. Для вождей коммунистической эпохи музыка существовала лишь в виде патриотических песнопений, ведущих народ на борьбу. Так что 30 с лишним лет назад Гэ Гань Жу, молодой выпускник Шанхайской консерватории, взял на себя трудную миссию по созданию китайской композиторской школы.
Он начал с глубокого погружения в теоретические основы. Предметом его изучения стали тональность, ритмика, тембр и динамика музыкального звучания, столь разные в восточной и европейской музыкальных традициях. Вооружившись полученными знаниями, Гэ Гань Жу приступил к сочинению своей музыки.
Скандальный успех
Первое произведение написанное композитором Гэ Гунь Жу, называлось Yi Feng, что переводится как "Утерянный стиль". Это была пьеса для виолончели, настроенной не по квинтам, как это принято, а по квартам, да еще и на октаву ниже обычного. Так что некоторые основополагающие для виолончели принципы западной музыки попросту исчезли. Натяжение струн было слабее, чем обычно, так что пространство за подставкой тоже оказалось доступным для музыканта.Виолончель стала не только струнным инструментом, но еще и щипковым, и ударным. В общем, пьеса стала совершенно новым типом музыкального произведения по сравнению со всем, что до этого было написано в Китае. Это было первое произведение музыкального авангарда в Китае.
Как говорит сам Гань Жу, он совершенно не собирался писать ничего авангардного и экстравагантного. Он просто хотел постичь суть музыки, ну и понять, в чем же глубинная разница между западной и восточной музыкальными традициями.
Премьера сочинения Гэ Гань Жу "Утерянный стиль" состоялась в 1982 году, когда композитор уехал из Китая в США. Его пригласили учиться в Колумбийский университет Нью-Йорка. Сейчас, вспоминая о той премьере, Гань Жу не может удержаться от веселого смеха. А вот первая реакция слушателей и критиков на это произведение музыкального авангарда была резко отрицательной: "Слушатели были просто шокированы услышанным. Это же была неправильно настроенная виолончель! Подобного никто и никогда не делал. Кроме того, там же была еще и партия вокала. Я пытался объяснить, что это соответствует китайским музыкальным традициям. Но мне никто не поверил. Критики писали, что это влияние западного авангардного стиля. В общем, был настоящий скандал".
Принципы сочинительства
Оказавшись в США, Гэ Гань Жу пришлось привыкать не только к новой музыке, но и к новой жизни. Он вспоминает, что приехал в Америку практически без гроша в кармане, с трудом представляя себе, где и как он будет жить. Но дороги назад не было. Как он сам говорит, он купил билет в один конец. Первые годы новой жизни были сложными и в творческом отношении. Гань Жу вспоминает, что поначалу процесс сочинения музыки занимал довольно много времени, потому что он слишком много времени уделял деталям композиции. Сейчас он считает, что практически все тогда делал неправильно. Главное – это общее настроение музыки, а уже обозначив его, можно прорисовывать детали.В отличие от многих других современных китайских композиторов, Гэ практически не использует в своих сочинениях традиционные китайские инструменты: "Не могу сказать, что я категорически против использования китайских инструментов. Все зависит от композиторских целей и задач. Мне не нравится, когда китайские инструменты используют только для того, чтобы придать музыке большую "китайскость", так сказать. Для меня совершенно не важно, чтобы мои сочинения были истинно китайскими по звучанию или по форме. Гораздо важнее, чтобы там были выражены чувства автора. Меня больше заботит, как сделать так, чтобы мой голос отличался от множества других голосов".
Отойти от традиций
Среди тех, чье композиторское искусство оказало на него наибольшее влияние, Гань Жу называет американцев Джона Кэйджа и Джорджа Крама, японца Тору Такэмицу / Toru Takemitsu. Но конечно же, первым в этом ряду для композитора Гэ стоит имя его учителя, китайского композитора Чоу Вэнь-чуна / Chou Wen-chung. Именно в творчестве Чоу Вэнь-чуна впервые традиционная китайская музыка получила черты импрессионизма.Китайский композитор-авангардист Гэ ГаньЖу полагает, что с этими корифеями современной музыки его объединяет стремление писать именно оригинальную музыку, которая идет вразрез с традициями, будь то традиции западной музыкальной культуры или восточной.
Одним из последних по времени произведений, написанных Гэ, стала оркестровая увертюра "Увертюра Бабочки". Увертюра написана в честь друга и старшего коллеги Гэ Гань Жу – известного китайского композитора Чэнь Гана / Chen Gang, автора скрипичного концерта "Баллада о влюбленных бабочках", одного из самых известных произведений китайской симфонической музыки. Премьера состоялась в мае 2012 года в Шанхае. Увертюру исполнил Шанхайский филармонический оркестр.Источник
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
I am a realist, I expect miracles.
*Mystic Pop-up Bar* *Kill Me, Heal Me* *Osozaki no Himawari**The Vineyard Man* *My Love from the Star* *You're Beautiful* *Mr. Back* *Big* *Faith* *Rooftop Prince* *Oh My Venus* *The Greatest Love* *Pasta* *City Lovers* *The 1st Shop of Coffee Prince* *Full House 2* *Oh My Lady* *Personal Taste* *Madame Antoine* *One More Happy Ending* *Love Rain* *Nail Shop Paris* *My Unfortunate Boyfriend* *Another Miss Oh* *Wok of Love* *The Time We Were Not in Love* *You Who Forgot Poetry* *Grandpas Over Flowers Investigation Team* *Love and Destiny* *My Only Love Song* *The Musical*