Голосовать
7 января 2017 года в 00:37 | 10505 просмотров | 6 комментариев |
Корея: взгляд на историю через призму кино
"Посмотрите на секундную стрелку часов!
Всё, что за нею - это история".
Действие фильма начинается в 1623 году, затем переносится на 13 лет вперед, в 1636-й, и заканчивается в 1637-м году. Всё, что за нею - это история".
Начало 17 века было тяжелым временем для государства Чосон. Страна еще не изжила разорительные последствия Имджинской войны (два японских вторжения 1592-1598 годов); кроме того, в это время обострилась борьба за власть в аристократическом янбанском сословии. В 1608 году государем стал умелый и сильный политик Кванхэгун, проделавший внушительную работу по восстановлению экономики страны и проводивший искусную внешнюю политику в сложных условиях нараставших противоречий между формальным сюзереном Чосона, Минской империей, и усилившимся маньчжурским государством. Целью дипломатических маневров Кванхэгуна было избавить Чосон от нового иноземного нашествия, поэтому, оказывая военную помощь империи, он в то же время вел сложные переговоры с маньчжурами за спиной Минов. Несмотря на то, что дипломатия Кванхэгуна обезопасила Чосон от нового вторжения, внешняя политика государя не находила широкой поддержки янбанского сословия - влиятельная "западная" группировка (партия) аристократов нападала на Кванхэгуна, обвиняя его в неблагодарности по отношению к Минам, пришедшим на помощь Чосону в Имджинской войне.Кванхэгун попытался сломить оппозицию авторитарными диктаторскими методами, физически уничтожив ряд противников, однако ситуация не улучшилась, и в итоге группа заговорщиков во главе с "западниками" устроила государственный переворот, отстранила Кванхэгуна от власти и посадила на трон его племянника, Инджо (1623 год). Новый государь (1623-1649 года) пришел к власти под лозунгом поддержки Минов в борьбе с "маньчжурскими варварами". Чосон начал проводить жесткий антиманьчжурский курс, позволяя, в частности, минским войскам использовать корейскую территорию как базу для войны против маньчжуров. В результате в 1627-м году 30-тысячная маньчжурская армия Абахая отправилась в поход на Сеул (Ханян). Столица была захвачена без особого труда, Инджо бежал и вскоре приступил к переговорам с захватчиками. Несмотря на то, что мирный договор предусматривал отказ от антиманьчжурской политики, Инджо и его сторонники, не верившие в возможность поражения Минов, продолжили помогать минской империи. Этот курс, а также прямой отказ признать Чосон вассалом маньчжурского государства (1635 год), спровоцировали второй маньчжурский (к этому времени Абахай провозгласил свое государство империей Цин) поход на Сеул в 1636 году. Инджо, осажденный вместе с двором в одной из крепостей к югу от Сеула, вынужден был сдаться и принять все требования победителей. Чосон стал вассалом империи Цин.Судя по всему, события фильма начинаются вскоре после прихода Инджо к власти. Отец главного героя обвинен в предательстве; по цитируемым последним словам отца ("Государя поддерживают люди, несведущие во внешнеполитических вопросах…") можно сделать вывод, что предательство заключалось в том, что этот аристократ осуждал государственный внешнеполитический курс. Расправа с "предателем" вполне могла иметь место в то время - приход Инджо к власти спровоцировал новый всплеск борьбы между различными янбанскими группировками за влияние при дворе. Предположительно, что фильм начинается в Сеуле-Ханяне. Дальнейшее действие разворачивается севернее, в Кэсоне ("город сосен") - отец, оставляя детей на попечение друга, упоминает название города (Кэсон был столицей Кореи в эпоху династии Коре (10-14 вв), сейчас является частью КНДР). 1636 - действительный год Второго маньчжурского нашествия. В фильме упоминается о бегстве Инджо в крепость Намхансансон.Очень любопытен эпизодический персонаж - переводчик. Впервые переводчики стали играть заметную роль в Корее в 13 веке, когда государство Коре было вассалом монгольской империи Юань, и от личных контактов корейских переводчиков с юаньскими сановниками часто зависела судьба страны. Переводчиками, в основном, становились выходцы из числа среднего и низшего чиновничества и простолюдинов, что мы и наблюдаем в фильме. Еще один монгольский отголосок: обычай наносить невесте красные пятна на лицо был перенят от монголов и сохранился в Корее по сегодняшний день.
Сопутствующие материалы: Корея. СословияДействие разворачивается в 11-й год правления Кванхэгуна, т.е. в 1619 году. Перед нами пример двойственной политики государя: как вассал Минской империи, Чосон отправляет войско для сражения с маньчжурами, однако это совсем небольшой отряд, который не в состоянии нанести значительный ущерб врагам Минов и заранее обречен на гибель.
Интересны подробности, отражающие социально-экономический уклад Чосона начала 17-го века. Например, упоминается экзаменационная система, позволяющая занять гражданскую или военную (менее престижную) должность; доступность высших чинов в госаппарате только самым привилегированным янбанам; воинская повинность простолюдинов и др.
"Дворцовые тени" / "Shadows in the Palace" ("Hyultu")режиссер Ким Ми Чжон / Kim Mee Jeung, 2007 год.
Точное время действия в фильме не указано (по крайней мере, в английских субтитрах), в синопсисах фигурирует лишь пятивековая династия Чосон, однако в одной фестивальной рецензии (2007 года) говорится о 17XVII веке. Предположив, что информация о том, что государь ждал рождения сына целых 15 лет, имеет реальные корни, берем четырех правителей, которые находились у власти не менее этого отрезка времени. Это знакомые нам Кванхэгун (1608-1623) и Инджо (1623-1649), а также Хенджон (1659-1674) и Сукчон (1674-1720). Даже поверхностное ознакомление с биографиями дает результат - создатели фильма наверняка имели в виду государя Сукчона.Первый сын Сукчона, будущий государь Кенджон (1720-1724) появился на свет в 1688 году (Сукчон находился у власти уже 14 лет) от конкубины Чан Ок Чон, которая после рождения ребенка получила титул hui-bin - высший из возможных титулов королевских наложниц, а затем на некоторое время даже стала (третьей) женой Сукчона. Чан Ок Чон считали разве что не дьяволицей за ее алчность к власти и злобу (она издевалась над собственным сыном, превратив его в полоумного немощного человека - перед ранней смертью Кенджон успел совершенно сойти с ума); ей также приписывали увлечение черной магией и отравление государыни Инхен. О злобной наложнице осталось много фольклора, и, вероятно, сюжет фильма определенным образом это отражает. Что касается более реалистичной истории, то при Сукчоне крайне обострилась борьба между кланами (партиями) при дворе, в результате которой погибли в общей сложности более сотни человек (казни и ссылки большого количества аристократов были спровоцированы их отказом признать сына Сукчона от наложницы Чан законным наследником). Нестабильность в верхах, а также эпидемии оспы и проказы и следующие один за другим голодные годы, отразились "внизу" не только бунтами, но и ожиданиями конца света. В массах были очень популярны всякого рода пророчества, мистические теории, шаманизм и т.п. История, рассказанная в ленте, таким образом, очень хорошо вписывается в контекст социально-психологических процессов времени.В фильме снялся прекрасный актерский состав: Пак Чжин Хи / Park Jin Hee, Юн Се А / Yoon Se Ah, Со Ён Хи / Seo Yeong Hie, Лим Чжон Ын / Lim Jeong Eun (Im Jung Eun), Чон Хэ Чжин / Jun Hye Jin.Основное действие происходит в 1808 году; кровавая расправа над "католической" семьей - в 1801-м году. Единичные (переводные) католические сочинения начали проникать в Корею через Китай еще в конце 16 - начале 17 веков, однако о массовом обращении в новую религию можно говорить лишь со второй половины 18 века, когда среди крестьян северных районов Чосона получил распространение простонародный католицизм, а в Сеуле была организована подпольная католическая церковь, объединившая как янбанов, так и простолюдинов (основатель - Ли Сын Хун / Петр). В католицизме новообращенных привлекала проповедь религиозного равенства, идея личной духовной свободы, права на персональную, независимую от государства и господствующих идеологических догм духовную жизнь. С самого начала обращение в католицизм было для корейцев актом социального протеста против абсолютистского государства и жесткого сословного неравенства и, судя по всему, католицизм привлекал гораздо больше людей, жаждавших возможности протеста, нежели тех, кто занимался духовными поисками. Показательно, что новая религия особенно быстро распространялась в провинциях, где положение крестьян было наиболее тяжелым (Чолла). Быстрое распространение христианства вызывало тревогу у властей - в 1785 году новая религия была официально объявлена вне закона. Однако от серьезных репрессий государь Чосона, Чонджо, воздерживался надеясь, что мода на "заграничную ересь" пройдет сама собой. Надежда была иллюзорной - число приверженцев христианства быстро росло, и в 1791 году двое из них, принадлежащие к янбанскому сословию, шокировали правящую верхушку, публично отказавшись от конфуцианских жертвоприношений покойным родителям как от "идолопоклонства". Власти ответили на это казнью "бунтовщиков", сожжением китайских переводов христианской литературы и полным запретом на ввоз из Китая католических книг. От более широких репрессий Чонджо отказался, однако было ясно, что угрозу, нависшую над новорожденной церковью, сдерживает лишь личная позиция государя.После смерти Чонджо на престол формально взошел его одиннадцатилетний наследник Сунджо (1800-1834 гг.), а реально власть оказалась в руках ненавидящих "католическую ересь" ультраконсерваторов. Жертвами беспрецедентных по жестокости гонений против католиков сразу же стали более 300 христиан, под пытками и перед угрозой казни отказавшихся изменить вере (в число мучеников попал и Ли Сын Хун). В этой атмосфере антикатолической истерии обычным явлением стали расправы над политическими противниками правящей клики, которые не имели отношения к католицизму, но оказались жертвами ложных доносов (именно это происходит в фильме).Несмотря на то, что в результате репрессий была уничтожена значительная часть столичных католических активистов, новая религия стала еще более популярна среди провинциальных простолюдинов, и ранее воспринимавших ее как возможность сопротивления существующей власти: так, крестьянскую войну 1811-1812 гг., спровоцированную голодом и разгулом коррупции, возглавлял лидер, использовавший предсказания о скором явлении Спасителя Человечества. Остановить распространение католицизма в условиях постоянных народных волнений было невозможно. В 1830 году Корея была выделена Римом в отдельный апостольский викариат; в 1836 году в Корею проникли французские миссионеры; в 1837 году кореец Ким Дэ Гон / Андрей был отправлен на учебу в Макао, где он, впервые в истории Кореи, выучил латинский и французский языки и был в 1845 году, первым из корейских верующих, посвящен в сан (а в 1846-м схвачен и казнен). Зверские расправы над миссионерами побудили Францию отправить к корейским берегам в 1846-1847 гг. военные суда, с которыми корейскому правительству были переданы письменные требования о прекращении антикатолических гонений, а заодно и открытии страны для торговли - это стало началом дипломатических контактов между Кореей и Европой. Ответ корейских властей был отрицательным, однако определенный эффект действия Франции возымели - с конца 1840-х годов преследования католиков смягчились. Хотя церковь оставалась на подпольном положении, в страну начали проникать новые миссионеры, католическая община быстро увеличивалась, появились первые религиозные книги на корейском языке, ну и так далее.Синопсис: Сеул, 1910 год. Хон Чжи-хо - репортёр, подрабатывающий розыском сбежавших жён, копит деньги и мечтает уехать в Америку. К нему, боясь быть обвиненным в убийстве, обращается студент-медик, случайно нашедший в лесу тело пропавшего без вести сына министра обороны, и просит помощи в розыске настоящего убийцы.1910-й год фильма (на котором настаивают синопсисы и рецензии) весьма условен. Прежде всего, сильно ощущается нехватка японцев, которые уже давно контролировали многие сферы общественной жизни - например полицию, а Сеул кажется слишком жизнерадостным для того мрачного времени с его милитаристскими настроениями, и скорее представляется корейской столицей самых первых годов 20 века. Нельзя с определенностью сказать, разворачивается ли сюжет до 29 августа (дата вступления в силу Договора о присоединении Кореи к Японии) или после. За первый вариант говорит то, что последний корейский "император" Сунджон (1907-1910) в фильме как будто еще сохранил свой статус правителя Кореи. Или, например, хождение корейской воны, которая была заменена на корейскую йену после аннексии. Но поскольку ориентировались только по английским субтитрам, не стоит исключать погрешности перевода. Ко времени официально колонизированной Кореи относится изменившая свое название "Сеульская газета". Естественно, никто не выдвигает претензии о том, что кино отличается от реальности, просто фиксируются наблюдения.Материалы по теме:Корея: взгляд на историю через призму кино [Часть 1]Источник 1, источник 2
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Проложен путь к неизведанным ещё островкам истории и новым дорамам !
Сколько интересного впереди !
Под каягын, под шорох шёлка я время провожу без толка…
И грежу наяву, подчас, под взглядом этих карих глаз…
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Не ищите идеальных людей… Находите родные души.
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Кто хочет - может!
Кто пробует - делает!
Кто любит - живет!
Ради кофе можно пойти на всё, даже на работу! (Б. Гейтс)
ТОП 84
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Действительно, секунда прошла и уже прошлое, только что я писала комментарий к первой части этой статьи, а уже прочитала вторую и пишу комментарий.
Обе части очень интересные и познавательные, тем более что автор знакомит нас с историей Кореи через дорамы. Что делает обе части статьи более интересными, да и лучше воспринимаются. Еще раз спасибо огромное автору.