Голосовать
20 октября 2012 года в 22:56 | 10680 просмотров | 3 комментария |
Япония. Икэбана - искусство аранжировки и композиции цветов
Икэбана - японское искусство аранжировки и композиции цветов, также известное как kado ("путь цветов"). Ведет начало со времен распространения буддизма в Японии. В VI веке, в буддийских храмах, на Японских островах по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма, и названные рикка (что означает "стоящие цветы"), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Этот вид искусства, зародившийся в Индии, и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране, и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.
Простота, как знак оригинальности, и единичное, как знак целого - вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия, и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Однако, японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства, они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как профессионал. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии, это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.
*Растительный материал - собственно аранжировка ветвей, цветов и трав - конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко, тем или иным соотношением основных конструктивных элементов - "ветвей". Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.
*Структуру икэбаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икэбаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название рикка (дословно - "поставленные цветы"). Стиль же нагэирэ базируется на самом простом принципе компоновки растений, когда их небрежно, словно бы беспорядочно, ставят в вазу. Но именно в этой кажущейся непринужденности, простоте, и заключена особая сложность создания художественного образа в икэбане стиля нагэирэ.
*Стиль сэйка принципиально отличается от стиля нагэирэ тем, что в этом стиле сосуд не играет роли ствола или сильного стебля, а олицетворяет животворные силы матери-Земли. Далее, в отличие от стилей рикка и нагэирэ, в икэбане стиля сэйка "световая область" всегда помещается в правом или левом заднем углу композиции. Это обстоятельство предопределяет расположение трех основных конструктивных элементов: они все направлены к источнику света, подобно тому, как это бывает и в самой природе.
*Для стиля морибана характерно такое расположение растений, при котором они никогда не касаются краев сосуда, а прямо поднимаются над водой. В икэбане стиля морибана сосуд играет роль корней растения, а не стебля или ствола, как это имеет место в нагэирэ или сэйка. Такой сосуд-корень позволяет выдерживать достаточно высокие растения, и делать самые сложные изгибы, придавая им весьма неустойчивые положения, и все же сохраняя устойчивость. Для составления композиций в стиле морибана используется кэндзан - тяжелая металлическая подставка с торчащими иглами, между которыми закрепляют ветви, крупные листья и стебли.
Подобно средневековому тексту, икэбана может быть "прочитана" и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира, и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным, или дружеским посланием, и вызывать восхищение своей красотой.
В икэбане, нашли образное воплощение единства и борьбы противоположностей - сил инь (тьмы) и ян (света). В искусстве икэбаны, области инь и ян имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания. Многообразию форм, которые составляют композицию икэбаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии.
*Зеленый цвет является олицетворением весны, и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день и весна, как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет.
Огонь воплощает красный цвет - цвет лета, юга и планеты Марс.
Белый цвет символизирует осень - время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела), его связывают с западом, и белесым цветом Луны, и сиянием планеты Венера.
Самое темное, глухое время года - зима - ассоциируется с черным цветом, с водой (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.
Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра, и ассоциируется с планетой Сатурн.
Отдельный семантический ряд в искусстве икэбаны образуют геометрические символы. Линейно-графическая и объемно-пространственная структуры икэбаны - едва ли не самая главная ее часть. Важнейшей геометрической формой в икэбане является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах. Треугольник символизирует в икэбане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумер; триаду Небо, Земля, Человек, рождение - жизнь - смерть, тело - ум - душу. Треугольник в квадрате, который выстраивается, например, в чертеже икэбаны в стиле морибана, олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное. Треугольник внутри круга, также связанный с графикой различных форм икэбаны, в частности в стиле хэйка, выражает идею троичности в едином.
Временное начало композиции - один из важнейших ее элементов. В ней должно быть и ощущение течения времени, и определенное время, т.е. остановленное "вечное теперь", и процесс перехода от прошлого к будущему, через настоящее. Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее - бутоны и набухшие почки. Времена года - основная временная парадигма: весна - энергичные изгибы ветвей; лето - пышное цветение, буйная зелень; осень - редко поставленные тонкие ветви или стебли; зима - "спящая" природа.
Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икэбане образует сложный язык. Так, сосна и роза - это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) - молодость и вечность, сосна и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея - радость. Семантика икэбаны, аллегорическое и символическое значение ее элементов, как мы видим, неразрывно связаны с эстетическими качествами. Бамбук является символом долголетия, так как он вечнозеленый, и конфуцианского принципа "сыновьей почтительности", так как, согласно легенде, молодые побеги бамбука появились внезапно в ответ на мольбы и слезы почтительного сына, который хотел исполнить желание старой матери: ей очень хотелось похлебки из побегов молодого бамбука. Бамбук олицетворяет также мужскую волю и несгибаемость, утверждаемые этикой дзэн-буддизма: он полый внутри - этой пустоте уподоблено очищенное от эгоистичных стремлений сердце самурая, бамбук не ломается и очень прочен. Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору.
Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы - частый мотив икэбаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки.
Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди, с их чувством долга. Такие растения уникальны - они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.
Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икэбане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса.
Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икэбана в виде натюрморта, из нескольких яблок, знаменует вечное согласие.
Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах, очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия, и стремления насладиться им, обрести это бытие.
Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, воплощают полноту жизни, ее ритм, олицетворяют двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима).
Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.
На помолвку или на свадьбу не включают в икэбану растения, в названия которых входит элемент, звучащий как "сару", ибо так же звучат слова "разлучаться", "расставаться". Например, не включают в свадебные композиции индийскую сирень (сару-субэри) и цветы повоя (сару-ториибара).
У японцев есть три важнейших понятия, связанных с эстетическим осознанием мира: ханами (любование цветами), цукими (любование луной) и юкими (любование снегом). Отличие икэбаны как объекта созерцания (ханами) от двух других объектов эстетического созерцания состоит в том, что она есть результат активной роли человека. Создатель икэбаны творит, подобно самой природе, художественную реальность. В известном смысле композиции икэбаны - это образ идеального бытия как антипода смерти. Срезая цветы, человек несет им смерть, и в композиции икэбаны воскрешает их, но не для того, чтобы вернуть к прежней, земной жизни. Поэтому в икэбане не воспроизводится натуралистически картина жизни цветов на земле, а конструируется их предельно совершенная форма, которая в обыденной жизни чаще всего не выявлена.
Японские теоретики искусства икэбаны выработали семь основных параметров, по которым анализируются произведения мастеров этого искусства. Это соотношения:
1) растений и сосуда; 2) сосуда и подставки; 3) цветов и фона; 4) цветов между собой; 5) формы цветов и формы сосуда; 6) цветовые отношения в композиции; 7) относительная позиция растений в икэбане.
Модулем конструкции икэбаны является сосуд, в котором аранжируются растения. Поэтому искусство икэбаны, его стилистические изменения и эстетика, были связаны с развитием декоративно-прикладного искусства, прежде всего керамического, фарфорового производства, с литьем из бронзы и изделиями из лака как в самой Японии, так в Китае и Корее.
При всей канонической строгости икэбаны, в ней всегда должна сохраняться некоторая импровизационная неопределенность. В ней господствуют не абсолютные нормы, а законы относительности. Наиболее ярким воплощением этой неопределенности являются, несомненно, принцип асимметрии в композиции, и ее особая ритмическая организация. Асимметричность по-разному проявляет себя в икэбане с центрическим построением, и в икэбане со сдвинутым влево или вправо композиционным центром.
Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икэбаны, но и процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икэбаны, процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры как особая, во многом изолированная от всего прочего "педагогическая провинция", где процесс обучения весьма длителен, и где мудрые наставники, главным образом, кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним культивированием природных дарований своих подопечных. Здесь господствует атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности: жесты и позы учителя, а затем и учеников исполнены глубокого смысла. Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.
В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и ФРГ, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.
Источник Редактор: Mother's Journey
Икэбана - японское искусство аранжировки и композиции цветов, также известное как kado ("путь цветов"). Ведет начало со времен распространения буддизма в Японии. В VI веке, в буддийских храмах, на Японских островах по обеим сторонам алтаря стали появляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветки, гармонирующие с величественной обстановкой храма, и названные рикка (что означает "стоящие цветы"), возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Этот вид искусства, зародившийся в Индии, и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране, и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икэбана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни.
Простота, как знак оригинальности, и единичное, как знак целого - вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия, и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Однако, японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства, они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как профессионал. Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии, это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.
*Растительный материал - собственно аранжировка ветвей, цветов и трав - конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко, тем или иным соотношением основных конструктивных элементов - "ветвей". Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.
*Структуру икэбаны определяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икэбаны открывается созданием великолепного торжественного стиля, который получил название рикка (дословно - "поставленные цветы"). Стиль же нагэирэ базируется на самом простом принципе компоновки растений, когда их небрежно, словно бы беспорядочно, ставят в вазу. Но именно в этой кажущейся непринужденности, простоте, и заключена особая сложность создания художественного образа в икэбане стиля нагэирэ.
*Стиль сэйка принципиально отличается от стиля нагэирэ тем, что в этом стиле сосуд не играет роли ствола или сильного стебля, а олицетворяет животворные силы матери-Земли. Далее, в отличие от стилей рикка и нагэирэ, в икэбане стиля сэйка "световая область" всегда помещается в правом или левом заднем углу композиции. Это обстоятельство предопределяет расположение трех основных конструктивных элементов: они все направлены к источнику света, подобно тому, как это бывает и в самой природе.
*Для стиля морибана характерно такое расположение растений, при котором они никогда не касаются краев сосуда, а прямо поднимаются над водой. В икэбане стиля морибана сосуд играет роль корней растения, а не стебля или ствола, как это имеет место в нагэирэ или сэйка. Такой сосуд-корень позволяет выдерживать достаточно высокие растения, и делать самые сложные изгибы, придавая им весьма неустойчивые положения, и все же сохраняя устойчивость. Для составления композиций в стиле морибана используется кэндзан - тяжелая металлическая подставка с торчащими иглами, между которыми закрепляют ветви, крупные листья и стебли.
Подобно средневековому тексту, икэбана может быть "прочитана" и на самом глубинном философско-религиозном уровне, предстать как образ идеального мира, и быть воспринята как соединение нескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежным любовным, или дружеским посланием, и вызывать восхищение своей красотой.
В икэбане, нашли образное воплощение единства и борьбы противоположностей - сил инь (тьмы) и ян (света). В искусстве икэбаны, области инь и ян имеют многоплановую символику: и отвлеченно космическую, когда они выступают как силы тьмы и света, и в известном смысле эротическую, так как диалог между растениями, отнесенными к мужской или женской части композиции, осознается нередко как образ любовного свидания. Многообразию форм, которые составляют композицию икэбаны, не уступает ее цветовое богатство, которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрические фигуры и линии.
*Зеленый цвет является олицетворением весны, и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день и весна, как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет.
Огонь воплощает красный цвет - цвет лета, юга и планеты Марс.
Белый цвет символизирует осень - время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела), его связывают с западом, и белесым цветом Луны, и сиянием планеты Венера.
Самое темное, глухое время года - зима - ассоциируется с черным цветом, с водой (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.
Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю. Он воплощает также идею центра, и ассоциируется с планетой Сатурн.
Отдельный семантический ряд в искусстве икэбаны образуют геометрические символы. Линейно-графическая и объемно-пространственная структуры икэбаны - едва ли не самая главная ее часть. Важнейшей геометрической формой в икэбане является треугольник, который претворяется в ее композициях во всех вариантах. Треугольник символизирует в икэбане плодоносящие силы матери-Земли, священную гору Сумер; триаду Небо, Земля, Человек, рождение - жизнь - смерть, тело - ум - душу. Треугольник в квадрате, который выстраивается, например, в чертеже икэбаны в стиле морибана, олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное. Треугольник внутри круга, также связанный с графикой различных форм икэбаны, в частности в стиле хэйка, выражает идею троичности в едином.
Временное начало композиции - один из важнейших ее элементов. В ней должно быть и ощущение течения времени, и определенное время, т.е. остановленное "вечное теперь", и процесс перехода от прошлого к будущему, через настоящее. Прошлое воплощают полностью распустившиеся цветы, стручки, засохшие листья, настоящее олицетворяют цветы, лишь начинающие распускаться, и свежие зеленые побеги, будущее - бутоны и набухшие почки. Времена года - основная временная парадигма: весна - энергичные изгибы ветвей; лето - пышное цветение, буйная зелень; осень - редко поставленные тонкие ветви или стебли; зима - "спящая" природа.
Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икэбане образует сложный язык. Так, сосна и роза - это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) - молодость и вечность, сосна и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея - радость. Семантика икэбаны, аллегорическое и символическое значение ее элементов, как мы видим, неразрывно связаны с эстетическими качествами. Бамбук является символом долголетия, так как он вечнозеленый, и конфуцианского принципа "сыновьей почтительности", так как, согласно легенде, молодые побеги бамбука появились внезапно в ответ на мольбы и слезы почтительного сына, который хотел исполнить желание старой матери: ей очень хотелось похлебки из побегов молодого бамбука. Бамбук олицетворяет также мужскую волю и несгибаемость, утверждаемые этикой дзэн-буддизма: он полый внутри - этой пустоте уподоблено очищенное от эгоистичных стремлений сердце самурая, бамбук не ломается и очень прочен. Веточки бамбука, сосны и сливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все эти растения остаются зелеными и в холодную пору.
Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы - частый мотив икэбаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки.
Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди, с их чувством долга. Такие растения уникальны - они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.
Ветка абрикосового дерева также нередко используется в икэбане, это растение выступает как символ красоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевидными зернышками абрикоса.
Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье, который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икэбана в виде натюрморта, из нескольких яблок, знаменует вечное согласие.
Жасмин олицетворяет сладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используется в чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильный запах, очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия, и стремления насладиться им, обрести это бытие.
Следующие двенадцать растений, собранные в одной композиции, воплощают полноту жизни, ее ритм, олицетворяют двенадцать месяцев года: слива, персик, пион, вишня, магнолия, гранат, лотос, груша, мальва, хризантема, гортензия и мак. Четыре времени года чаще всего претворены в композициях из пионов (весна), лотосов (лето), хризантем (осень), веточек сливы (зима).
Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.
На помолвку или на свадьбу не включают в икэбану растения, в названия которых входит элемент, звучащий как "сару", ибо так же звучат слова "разлучаться", "расставаться". Например, не включают в свадебные композиции индийскую сирень (сару-субэри) и цветы повоя (сару-ториибара).
У японцев есть три важнейших понятия, связанных с эстетическим осознанием мира: ханами (любование цветами), цукими (любование луной) и юкими (любование снегом). Отличие икэбаны как объекта созерцания (ханами) от двух других объектов эстетического созерцания состоит в том, что она есть результат активной роли человека. Создатель икэбаны творит, подобно самой природе, художественную реальность. В известном смысле композиции икэбаны - это образ идеального бытия как антипода смерти. Срезая цветы, человек несет им смерть, и в композиции икэбаны воскрешает их, но не для того, чтобы вернуть к прежней, земной жизни. Поэтому в икэбане не воспроизводится натуралистически картина жизни цветов на земле, а конструируется их предельно совершенная форма, которая в обыденной жизни чаще всего не выявлена.
Японские теоретики искусства икэбаны выработали семь основных параметров, по которым анализируются произведения мастеров этого искусства. Это соотношения:
1) растений и сосуда; 2) сосуда и подставки; 3) цветов и фона; 4) цветов между собой; 5) формы цветов и формы сосуда; 6) цветовые отношения в композиции; 7) относительная позиция растений в икэбане.
Модулем конструкции икэбаны является сосуд, в котором аранжируются растения. Поэтому искусство икэбаны, его стилистические изменения и эстетика, были связаны с развитием декоративно-прикладного искусства, прежде всего керамического, фарфорового производства, с литьем из бронзы и изделиями из лака как в самой Японии, так в Китае и Корее.
При всей канонической строгости икэбаны, в ней всегда должна сохраняться некоторая импровизационная неопределенность. В ней господствуют не абсолютные нормы, а законы относительности. Наиболее ярким воплощением этой неопределенности являются, несомненно, принцип асимметрии в композиции, и ее особая ритмическая организация. Асимметричность по-разному проявляет себя в икэбане с центрическим построением, и в икэбане со сдвинутым влево или вправо композиционным центром.
Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икэбаны, но и процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икэбаны, процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры как особая, во многом изолированная от всего прочего "педагогическая провинция", где процесс обучения весьма длителен, и где мудрые наставники, главным образом, кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним культивированием природных дарований своих подопечных. Здесь господствует атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности: жесты и позы учителя, а затем и учеников исполнены глубокого смысла. Сама природа учит японца ценить мгновение, поэтому важна не техника построения икэбаны, а душевная тренировка.
В современном японском интерьере продолжает жить икэбана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы. Икэбана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икэбана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и ФРГ, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране.
Источник Редактор: Mother's Journey
Над материалом работали
ТОП 15
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Цените тех, с кем можно быть собой. Без масок, недомолвок и амбиций. И берегите их, они вам посланы судьбой. Ведь в вашей жизни их - лишь единицы
http://www.youtube.com/watch?v=2rAjNRsHGCM
https://youtu.be/0Ti2XldS6ZI
обалденная песня и шикарная дорама!!!!!!!!
http://www.youtube.com/watch?v=gWSv1BD94MU
https://youtu.be/zjPf7g0psjs
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Порой нужно просто набраться терпения и немного подождать!
가끔은 그냥 인내심을 조금 기다려야합니다!
"Так как есть Inspirit,существуют и Infinite,а потому,как есть Infinite,существуют и Inspirit."(с)Мен Су
Infinite∞Inspirit
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил