Голосовать
9 июля 2017 года в 23:26 | 5795 просмотров | 6 комментариев |
Япония. Фильм "Бушидо"
"Бушидо" / "Bushido Man" - один из лучших фильмов категории боевых искусств за всю историю жанра, на мой субъективный взгляд. Для меня это шедевр. Молодцы, японцы! На объективное мнение не претендую… а хотя, почему бы и нет?
Фильм "Бушидо" вышел в 2013 году, и, так как о нём в рунете информации немного, а точнее только "копипастный" логлайн в две строчки и ровно одна специфическая рецензия на Кинопоиске, написанная в стихотворной форме любителем трэша, я решил восполнить эту несправедливость и расписать покраше данное произведение искусства. Причём говорю это без всякого сарказма. На таких фильмах стоит заострять внимание в силу изобилия достоинств по всем аспектам, которыми обладает фильм и которых крайне не хватает в картинах больших бюджетов, амбиций и масштабов съёмок. Тем более, фильм достоин внимания еще и потому, что есть дефицит на качественные фильмы данной категории. По этому фильму можно смело учиться тому, как можно снимать хорошее кино в жанре БИ (боевые искусства) при минимуме средств и не ссылаться на "плохие условия", маленькие бюджеты и какие-то сроки, поставленные непонятными "серьёзными дядями" из киностудии, которые чихать хотели на творчество, исходящее из души."Bushido Man" - это свежий взгляд на боевое кино. Этот самобытный и самодельный фильм, созданный парнями, видимо, уставшими от всех канонов, правил, штампов большого кинематографа. Которые делали его прежде всего потому, что им этого хотелось, а не потому, что работа такая. В нём чувствуется лёгкость, свежесть, свобода мысли, креатив, простенький, но забавный юмор, своя философия, процесс ради процесса и отсутствие давления со стороны продюсеров и других обязательств перед студией. Благо, продюсерами выступили сами создатели фильма. Также чувствуется, что весь творческий коллектив фильма состоит из энтузиастов, каждый из которых занимается своим делом, среди которых нет случайных людей. Режиссерское кресло занял Таканори Цудзимото / Takanori Tsujimoto, а в главных ролях снялись Мицуки Кога / Mitsuki Koga, Ёсиюки Ямагути / Yoshiyuki Yamaguchi, Масанори Мимото / Masanori Mimoto, Кэнтаро Симадзу / Kentarô Shimazu, Кадзуки Цудзимото / Kazuki Tsujimoto.
Сюжет
Современная Япония. Торамару - странствующий боец смешанных единоборств, следующий по "Космическому Пути" - пути истинного воина-самурая, имеющий кодекс чести, свою философию и мораль, ищущий просветления через боевые искусства. Когда он заканчивает свое учебное путешествие, то навещает своего мастера Гэнсая, который и дал ему наказ совершить паломничество по стране и сразиться с настоящими мастерами боевых искусств Японии. Добыть у них эзотерические манускрипты боевых дисциплин, чтобы стать всеобъемлющим мастером Муген-Га-Рю (смешанные единоборства).Реализация сюжета
Автор сценария и режиссёр Таканори Цудзимото, снимавший и ранее малобюджетные картины околотрэшевой направленности с наличием боевых искусств, придумал интересный стиль повествования данной истории. Её рассказывает сам главный герой Торамару уже по прошествии основных событий, которого играет харизматичный и достаточно известный в Японии Мицуки Кога ("Тройной форсаж: Токийский дрифт" / "The Fast and the Furious: Tokyo Drift", "Шиноби" / "Shinobi").Рассказ ведётся в форме флэшбеков после недавнего странствия, в диалоге с мастером Гэнсаем, который с нетерпением отгадывает с каким мастером Торамару сразился и какое блюдо перед этим отведал. Да, вам не послышалось! И аспекту кулинарии в сюжете уделяется особое внимание. Как гласит наставление Мастера Гэнсая: "Чтобы познать врага, нужно узнать, что он ест". Торамару, будучи прилежным учеником, последовал данному наставлению и перед каждым боем отведал блюдо своего противника, свойственное месту проживания того, о чём подробно и повествует на протяжении всего фильма: какую еду ел в том или ином регионе или городе и как сразился с каждым мастером.Данный кулинарный сюжетный элемент я считаю достаточно забавным и оригинальным, он прибавляет особый шарм данной картине. А с каким смаком преподносится рассказ об опробованных главным героем блюдах. Может даже показаться, что это реклама какого-то продукта или общепитного заведения. Зрителя ждёт достаточно аппетитный экскурс по японской кухне. Но, казалось бы, причём тут еда? И зачем её снимать с таким акцентированным вниманием? Так как это Дзен-боевик (сам придумал!), то здесь уделяется должное внимание всем прелестям окружающего мира: и еде, и локациям, и статуе Будды, как бы напоминающей нам о Вечном, и мимо проходящим животным и насекомым с природными ландшафтами, а одной зверушке даже выделили определённую роль, как это было в фильме "Путь Дракона" / "The Way of the Dragon" в схватке Брюса Ли / Bruce Lee и Чака Норриса.На пути Торамару встретится и мастер кунг-фу Юн Дженг, и мастер шеста Мокунен, и "мастер" нунчаку Рин Рю, и философски настроенный слепой мечник Муса, который "видит" противника лучше зрячего и ощущает любые душевные колебания, телодвижения, мимику, улавливая при этом запах холодного пота на ветру, который источает страх противника. А так же среди бойцов есть несчастный якудза-хитмен - мастер ножа, имеющий свою печальную предысторию и которому больше нечего терять, и мастер пистолетов, по забавному совпадению напоминающий Джона Ву / John Woo, который носит ковбойскую одежду, и достаточно симпатичная и таинственная незнакомка по имени "М", снабжённая орудиями, стреляющими при её ударах кулаками.
Степень оригинальности и харизмы каждого из бойцов зашкаливает, и драматургическое раскрытие их личностей даже не требуется - на них всё написано. Некоторые бойцы, конечно же, придуманы "за компанию", чтобы веселее было, но те, что из серьёзных, достаточно содержательны, хоть и совершенно нового, в плане идеи, в них нет. И, тем не менее, почти в каждом бойце читается личность, в которую можно вглядеться и увидеть определённый жизненный опыт, какую-то изюминку и колорит, а не пародию. Им веришь. А это чувство посещает достаточно редко в современном кино. И кастинг тут играет не последнюю роль. Концовка фильма достаточно противоречива и неожиданна, но полностью оправдывает общее настроение фильма, состоящего из абсурда, комедии и трэша. Она напрочь выносит мозг, в хорошем смысле слова.
Каст и актёрская игра.
Тут все на своих местах. За игрой каждого актёра наблюдать интересно. Главный герой (Мицуки Кога) имеет благородный вид элитного воина, каждый боец обладает своей харизмой. Мастер Гэнсай серьёзен и крайне забавен одновременно, Ёсиюки Ямагути, достаточно часто играющий у Такаси Миике / Takashi Miike, очень хорошо подходит на эту роль. Комедийная составляющая тоже достойна внимания. Достаточно забавно наблюдать серьёзные лица, говорящие полный абсурд. Причём так и задумано. И это один из лучших, на мой взгляд, стилей комедийного жанра, когда смех или улыбку вызывает сам факт абсурдности происходящего, а не кривляния на камеру и нижепоясная тематика.Визуальный ряд
Во-первых, хочу похвалить операторскую работу и монтаж, которые являются фундаментально важными в жанре экшн. В данном случае уместно сменяются статичные кадры, с правильно подобранной живописной композицией и гармоничной длительностью, на умеренно быстрые смены кадров, обоснованных драматургией каждой сцены, которые изобилуют разнообразными ракурсами.Операторская работа и монтаж выглядят в совокупности гармонично, ни один из аспектов не хромает и не портит впечатление другого, а взаимно дополняются. Чуть ли не каждый кадр можно ставить на паузу и писать с него маслом. Нет никакой мельтешни, спешки, ни одной лишней сцены и лишнего кадра.
Подобные оригинальные ракурсы и композиции кадров в сценах экшн, как в этом фильме, можно увидеть только в японских аниме или у художников комиксов. Аналогичного подхода я больше нигде не видел. Но, может быть, потому что не видел.Во-вторых, приятна на глаз цветокоррекция видео и освещённость картинки, с еле заметные визуальными эффектами, которые создают общую цветовую гамму фильма и его особое настроение. Видно, что к этому аспекту подходили сознательно с должным вниманием. Картинка должна радовать глаз, и создатели это прекрасно понимают.
С таким же должным вниманием и вкусом сделаны и вступительные стильные титры к фильму, по аналогу старых китайских фильмов про кунг-фу, в которых как бы чувствуется дань уважения фильмам прошлого, на которых, видимо, росли создатели.
По большей части, визуальный ряд проходит в созерцательно медитативном неспешном стиле, но который, при этом, не служит снотворным, а, наоборот, держит во внимании весь фильм. Но это зависит от личных качеств зрителя. Многим такой подход покажется наоборот скучным, ибо привыкли к мельтешне камеры, постоянной неуместной смене кадров, которые ТИПА создают динамику, с тупыми диалогами ради диалогов, которыми изобилуют большинство современных фильмов.
Саундтрек
На аспект музыкального сопровождения я редко обращаю внимания, потому что редко что запоминается. Этот фильм - как раз тот случай, где можно отметить всё музыкальное сопровождение на протяжении всего фильма! Саундтрек тут, на мой вкус и цвет, везде уместен, подчёркивает драматургию каждой сцены и замолкает, когда это нужно, как, например, в битве со слепым мастером меча. Да и вообще музыка хороша. Так же приятен и фоновый звуковой ряд: шелест листьев, ветры, пение птиц, журчание ручья, звук низко пролетающего Боинга, всё это хорошо слышно и действует умиротворяюще на психику. Диалогов в фильме немного, информация доносится посредством визуального ряда, как и положено для кинематографа, а не за счёт постоянных разговоров. Озвучка поединков звучит естественно и качественно.Хореография поединков
"Ритм и эйфория - очень важны в битве", - как изрёк мастер Гэнсай, будто говоря о качестве постановки боевых сцен. Поединков тут много, и количество их соответствует качеству, что бывает крайне редко. Постановщик Кенсуке Сономура / Kensuke Sonomura, играющий мастера кунг-фу Юн Дженга, подошёл к своей задаче очень ответственно. Кстати, он ещё является при этом сопродюсером и монтажёром фильма. Ранее снимался в "Девочка-пулемет" / "Kataude mashin garu". И, наверное, это является самым важным фактором того, почему так хорошо показан экшн в фильме, потому что монтажом занимался сам хореограф, а не просто монтажёр, не понимающий всей ценности проделанной трюковой работы и хореографии. А тенденция того, что монтаж портит всю трюковую работу, достаточно распространена в современном экшн-кино.Каждый бой индивидуален, оригинален, изобретателен и изобилует множеством приёмов, всё это сопровождается грамотным ритмом, динамикой, монтажом и живой операторской работой, которая в правильных моментах меняет свой ракурс с динамики на статику, и делает это очень разнообразно. Если в американских аналогах берутся 3-4 банальных ракурса, то тут их в несколько раз больше, они не банальны и никак не влияют на внятность происходящего на экране.
Бои длятся столько, сколько нужно, ни один серьёзный боец в фильме не был слит, в противовес общим тенденциям современного боевого кинематографа.
Чувствуется, что идея показать красоту боевых искусств и поединков здесь является главной темой. Проделана большая работа по аспекту боевой хореографии, которая встречалась ранее только в старых гонконгских боевиках. В современных боевиках аналогов этому нет. И в фильме почти нет никаких тросов, матов и прочих хитростей, что тоже важно. Были сомнения только по одному фрагменту, и то трос там был уместен.Также следует отметить очень важный аспект в поединках - это их хорошую драматургию,главное, её наличие. Здесь противники друг друга стоят, почти каждый из них достойно отстаивает честь своего искусства. Близкая победа кочует от одного к другому, противники хмурятся, приходят в замешательство, приглядываются друг к другу, изучают, злятся, пытаются отгадать следующую атаку, главный герой находит к каждому мастеру свой ключ победы. И никаких поддавков и эффекта "постановочности" в хореографии тут нет, все двигаются гармонично, ритмично и с эффектом контакта. В поединках уделено должное внимание именно игре актёров, их взглядам, мимике, что бывает тоже крайне редко в современном кино. А это один из самых важных элементов визуализации экранного конфликта. Достаточно вспомнить сцены из вестернов Сержио Леоне или Брюса Ли с Джеки Чаном / Jackie Chan, чтобы понять всю ценность подобных элементов повествования истории.
Остальные приятные примечания
У этого фильма есть свой стиль, своя атмосфера, своё настроение, здесь всё своё. Фильм - художественный во всех смыслах слова. Не упустили из виду и меняющийся визуальный облик главного героя, который меняется на протяжении всего путешествия по Японии. Мелочь, казалось бы, но нет - из мелочей и строится целостное впечатление, они придают естественности и жизненности. Оказались приятны визуальные акценты на сценах, не несущих за собой никакой сюжетной нагрузки: девушка подметает листья, главный герой вкушает блюда или собирает в лесу ветки для того, чтобы написать ими вызов мастеру шеста, который подметает территории храма; камера часто задерживается на локациях: журчащем водоёме, на разной живности и природе, её ландшафтах, контрастирующими с фонами городских локаций с характерной суетой и потоками "деловых людей"; на виде из окна самолёта, а также на естественном и не показушном поведении некоторых героев в кадре, не считая намеренно утрированных юмористических сцен.Особо стоит подчеркнуть наличие взаимного уважения друг к другу противников. Это не просто драка, выяснение личных отношений, месть, насилие ради насилия, от которого уже тошнит. Здесь дерутся настоящие воины, имеющие понятие о воинском этикете, воины, которые отдают свои манускрипты, достойно проиграв, не отдавая при этом собственной жизни, которые ведут дружескую беседу после поединка. Воины в этом фильме не бурлят ненавистью, ими движет здоровый дух соперничества. Этот аспект драматургии тоже делает свой вклад в общее позитивное настроение фильма. Подобное проявление уважения и воинского этикета к сопернику ранее я видел только в сцене фильма "Путь Дракона", когда герой Брюса Ли не просто ушёл с места битвы после победы над соперником или вырезал печень врага и, откусив от неё, выплюнул в лицо поверженному противнику, а после закурив элитную сигару, как это сделал один очень "дикий пёс" Мартин. А поступил как настоящий Воин и Человек - пошёл за кимоно противника и накрыл его им, положив на него пояс, с явным почтением к поверженному мастеру и сожалением о таком итоге. И это одна из лучших и душевных сцен в истории боевого кинематографа, опять же, это мое мнение.Рекомендации к просмотру и кому не стоит смотреть этот фильм
Ничего от фильма не нужно ждать, кто не смотрел. Желательно вообще отключить все мысли, ожидания и похвалы фильму, расписанные выше, потому что это может вызвать завышенные ожидания и, как следствие, - обратный эффект. Тем более, в обзоре немало субъективного восприятия. Фильм простой, не дорогой, но очень вкусный во всех смыслах. - Привыкшим к гламуру, большим бюджетам, спецэффектам и всяким визуальным понтам этот фильм можно не смотреть.
- Людям, не понимающим в принципе японское кино, японский антураж, особенности культуры, их менталитета и юмора, тоже этот фильм смотреть не обязательно.
- Тем, для кого "все китайцы на одно лицо", - тоже мимо.
- Беременным женщинам, детям этот фильм не подойдёт для проведения досуга.
- Школоте, воспитанной на гайвер-киках Эдкинса и всяких "перевозчиках", этот фильм также не будет понятен. Ибо нет тут ни гайверов, ни киков, ни Эдкинса, ни перевозчиков. Это скорее дань классике азиатского боевого кинематографа в такой своеобразной форме.
- Людям, любящим искать глубинные смыслы и логику в фильмах о боевых искусствах, не советую тратить время, особенно здесь. Ибо трудно найти негра (или кого там…) в тёмной комнате, особенно, если его там нет. "Серьёзным людям" тут делать нечего. Этот фильм вынесет вам мозг при попытке осмыслить его логически, и вы сразу запишите его в жанр "трэша". Этот фильм будет более понятен для правого полушария мозга, который не имеет свойств воспринимать происходящее сквозь призму логики, а которое мыслит образами, интуицией и отвечает за творческий подход. А в данном фильме креатив бьёт ключом!
На самом деле, фильм не является трэшем, несмотря на наличие его элементов. Это синематографическое блюдо содержит больше ингредиентов, и его можно охарактеризовать как комедийно-аппетитный Дзен-боевик с трэшевой приправой и под соусом из боевых искусств. Такое бывает очень редко, когда кино о боевых искусствах преподносится несерьёзно в плане сюжетной линии. Во всяком случае, здесь есть достаточно гармоничный сплав между серьёзностью и немалой долей абсурда. Я лично смотрел этот фильм несколько раз и при этом отдыхал душой, тем более что жанр абсурда в комедиях мне особенно близок.
- После финальных титров фильм не выключайте.
- Ах да… и не смотрите фильм на ночь, ибо вам не раз придётся ставить на паузу и направляться к холодильнику по определённым причинам. Ну, или, на крайний случай, можете смело заранее запасаться вкусняшками перед просмотром.Текст: Юрий ДудинИсточник
Над материалом работали
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Добавлено спустя 2 часа 24 минуты 36 секунд
Сбегала, посмотрела… - WOW! Я в полном восторге! Оч.круто!
Спасибо за релиз!
Добрые, честные и отзывчивые парни!
Подвиньтесь, пожалуйста!
Не загораживайте мне во-о-он того мудака!
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Этот фильм я теперь просто должна увидеть… Обязательно посмотрю и сравню наши впечатления! Аригато!
ТОП 41
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Спасибо за такую обстоятельную и интересную статью.
Фея от ведьмы отличается только настроением.
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
ТОП 84
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Вы выразили мои мысли. Хоть я тоже смотреть этот фильм не буду, читать релиз было очень интересно. Мне нравятся релизы, которые создает valina masyanina 61 за что огромное спасибо.
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Спасибо огромное за труд!
Приглашаю всех желающих на огонёк :"Блокнот дорамщика"..
https://grouple.co/forum/posts/list/0/274134.page?…