Голосовать
8 сентября 2015 года в 11:19 | 9142 просмотра | 6 комментариев |
Китай. Роман с привидением
В китайской литературе есть целый жанр, посвященный загадочным случаям и историям, называемый "Рассказы о чудесах", который возник еще в раннем китайском средневековье - 3 век н.э. Наиболее ярким литературным произведением о привидениях в Китае является сборник Пу Сунлина / Pu Songling "Рассказы Ляо Чжая".На пятнадцатую ночь седьмого лунного месяца приходится один из самых мистических праздников – Фестиваль голодных духов "Юй Лань" (Yu Lan / 中元節與盂蘭盆節). Да и весь седьмой месяц традиционного китайского календаря в целом считается Месяцем Духов (鬼月), в течение которого привидения и духи, в том числе умерших предков, приходят из нижнего мира.В европейских книжных магазинах на полках отделов научной литературы можно увидеть книгу с интригующим для научного издания названием: "Героини-фантомы: души-призраки и гендер в китайской литературе 17 века" (The Phantom Heroine: Ghosts and Gender in Seventeenth-century Chinese Literature). Автор книги – Джудит Цейтлин / Judith Zeitlin, профессор китайской литературы отделения языков и цивилизации Восточной Азии университета Чикаго.
Книга посвящена анализу женских образов духов-призраков в произведениях китайской литературы 17 века. "В китайской литературной традиции более всего удивляет, что привидения редко когда являются злыми, недоброжелательными персонажами. Когда мы, европейцы, слышим или берем с книжной полки "истории с привидениями", то сразу же представляем себе что-то интригующее и ужасное. В китайской литературе такого практически не встретишь", – пишет Джудит Цейтлин.
Слишком человечный призрак
Возвращение души-призрака всегда аномально и свидетельствует о том, что что-то было не так. Причины этого "не так" могут быть самыми разными: от неестественной смерти, будь то самоубийство, убийство или казнь, до смерти в результате несчастного случая. Обычно история о призраке – это история о разрешении некой прижизненной проблемы, именно по этой причине души возвращаются туда, где они когда-то жили.Если же мы говорим о Китае, то это все имеет еще и гендерные отсылки: душа незамужней девушки по определению не может обрести покоя; не познавшая плотской любви, она страдает и томится в вечной тоске. В китайской социально-культурной традиции у незамужних женщин нет своего пространства. Они уже не принадлежат родительской семье, но у них нет и новой семьи. У них нет родственников, нет потомков, которые могли бы делать посмертные жертвоприношения в их память. Так что это во всех отношениях проблематичный статус. И в таком случае призрачное существование после смерти часто дает возможность восполнить то, чего не успевшие выйти замуж были лишены при жизни.
В китайском языке понятие "душа" обозначается словом "гуй" (gui), причем это понятие не совсем точно соответствует тому, что мы называем душой на самых разных европейских языках. Это китайское "гуй" может означать целый ряд вещей, чудовище, нечто пугающее… Оно может идти в паре с богами и действительно обозначать духов. А может включать в себя самый широкий спектр любых внеземных существований. Но основное его значение – это возвращающийся дух смерти.
По мнению профессора Цейтлин, у китайцев нет никаких догм или доктрин, предлагающих ответы на все вопросы о жизни после смерти, на основании которых можно было бы объяснить, почему в литературе о душах-призраках присутствует так много телесности.
Китайская душа
Что же понимается под душой в китайской философии и литературе? Можно сказать, что это душа с человеческим лицом. Более 2 500 лет назад в Китае развилась или укрепилась идея о том, что человеческое тело включает в себе два типа существ (субстанций): земную и небесную. Этот дуализм понятия души связан с учением о инь и янь, о чем писали философы эпохи династии Хан.Если говорить кратко, то, по этому учению, когда человек умирает, в нем остается душа, берущая свое начало от земли. И именно она-то и остается в могиле, которая для этой души является неким потусторонним домом. Это "душа по" (po).Доктор Цейтлин обращает внимание, что вплоть до 20 века даже устройство могил и склепов в Китае являло собой материальное воплощение идеи жизни после смерти. "Я видела в Китае самые разные захоронения, которые относятся к разным периодам истории страны, начиная с династии Хан. Меня просто потрясло, когда на раскопках гробницы я увидела, что там действительно оборудован туалет. Это выглядело так, как будто вы находитесь в крестьянской деревне, такая небольшая ямка или канавка, с каменным сиденьем, удобными подлокотниками и проточной водой. Я думаю, что если китайцы могли вообразить себе, что душе может понадобиться туалет, то почему не представить себе, как они занимаются сексом? Такая мысль уже не кажется нелепой", – пишет Джудит Цейтлин. Души-призраки в представлении китайцев вполне могут заниматься не только сексом, но и самыми разными другими делами. С этой идеей тесно связан концепт странствующей души.
Вторая субстанция души (и это определение гораздо ближе европейскому взгляду) – некая невесомая, воздушная, бестелесная субстанция, которая возносится из тела на небеса и которая может стать той самой неприкаянной душой. Это так называемая "душа хунь" (hun).
Душа хунь может покидать тело не только после смерти, но и когда человек находится в коме или даже во сне. Одна из таких теорий как раз и объясняет, почему сбываются наши сны: душа покидает тело и отправляется в путешествие, делая все то, о чем мы думаем своим подсознанием. Сюда же относятся и истории о людях, которые находились в коме, а их душа в это время покидала тело, вступала в брак, даже заводила детей.
Таким образом, в представлении китайцев присутствует такое очень интересное понимание телесности бестелесной субстанции, способной перемещаться в пространстве.
Хотя душа хунь очень прочно связывается с понятиями невидимости, невесомости, все же такое же слово можно использовать и для названия некого образа души. Существует очень устойчивое верование в то, что душа хунь – это воплощенная в образе мечта души. Вот почему мы встречаем истории о том, как души-призраки рожают детей и вступают в брак.
Но, пожалуй, самое интересное – это верование, что молодая женщина, умершая до замужества, может вернуться в реальный мир, если её душа займется сексом с живым мужчиной. Об этом, например, рассказывается в драме "Пионовая беседка" (Peony Pavilion), поставленной в Китае еще в 1598 году. "Здесь речь идет действительно о сексе, а не только дается приглаженное обоснование необходимости замужества", – приходят к единому мнению литературоведы и культурологи.
Вернуть ее к жизни
Почему же именно секс может вернуть женщину-призрак к жизни? Эта идея связана с представлениями о жизненной силе мужского семени. Существует много различных вариаций на эту тему. Это, в первую очередь, рассказы о разорителях гробниц, которые проникли в захоронение и увидели там девушку во всей ее красоте. Они начинают раздевать ее, ими овладевает некрофильское возбуждение. Разбойники насилуют мертвое тело, после чего девушка оживает. Рассказчик может, однако, заметить, что на самом-то деле она вовсе и не умирала.Существует достаточно много литературного материала, где жизненная сила семени воспринимается абсолютно буквально. Один из самых известных китайских писателей-авторов историй о душах-призраках 17 века Пу Сунлин очень часто представляет такую ситуацию как акт самопожертвования, когда мужчина осознанно спит с призраком, потому что он, например, знает, что тяжело болен.
Основная идея здесь в том, что в данных повествованиях занятие живого мужчины сексом с привидением может пониматься как высочайший акт любви, потому что он готов терпеть телесные муки и даже умереть ради призрака.
В одном из самых известных романов Пу Сунлина девушка-призрак очень целомудренно отказывается спать с мужчиной, потому что не хочет причинять ему боль, но в конце концов она все же сама просит его об этом, потому что только так он может вернуть ее к жизни. Однако ей нужно не только его семя (квинтэссенция мужчины, его сущность). Ей нужно еще и то, что нужно любому человеку для рождения. Ей нужна его кровь. Так что в итоге он должен поделиться с ней еще и своей кровью, чтобы ее душа опять вернулась в мир живых.
Таким образом, в Китае, в отличие от западного мира, вера в призраков не ограничивается сферой суеверий или сказок. По сути она есть краеугольный камень китайской универсалистской религии.
Раскрашенная кожа / Painted Skin: The Resurrection (2008)
История китайских призраков / Chinese Ghost Story (1987)
Прикосновение дзен / A Touch of Zen (1971)
Пленительная тень / The Enchanting Shadow (1960)
Китайская история призраков / A Chinese Fairy Tale
Китайская Повесть О Духах / Chinese Ghost Story аниме (1997)
История китайских призраков / Chinese Ghost Story (1987)
Прикосновение дзен / A Touch of Zen (1971)
Пленительная тень / The Enchanting Shadow (1960)
Китайская история призраков / A Chinese Fairy Tale
Китайская Повесть О Духах / Chinese Ghost Story аниме (1997)
Источник 2
Над материалом работали
ТОП 85
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
valina masyanina 61 Валентина, огромное спасибо за содержательную и интересную работу
Спасибо за ссылки на фильмы, парочка заинтересовали, обязательно посмотрю…
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
УВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ! ЕСЛИ ВЫ НАШЛИ ОШИБКУ ИЛИ НЕДОСТАТКИ В РАЗДЕЛЕ MUSIС VIDEO (КЛИПЫ), Я ПОКОРНЕЙШЕ ПРОШУ ВАС НЕ ПОЛЕНИТЬСЯ И НАЖАЛОВАТЬСЯ МНЕ ОБ ЭТОМ В ЛИЧКУ! ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРЮ^^
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
ТОП 86
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Вот-вот, коленки трясутся от страха
И мстят людям, если они действительно, кого-то убили)) Как это в основном используют в фильмах ужасах))
Wow..
Интересные содержательные факты Мне понравилось)) Спасиб, Валюш
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
Всегда интересовали мистические темы, особенно про духов, заблудшие души и призраков) в Китае эта тема граничит с безумием)
Я, конечно не Алиса в стране Чудес, но мой мир тоже слегка того
ТОП 43
Смотрит
Посмотрел
Планирует
Бросил
https://www.youtube.com/watch?v=ai1FPTXqEPU